Платежи за негативное воздействие на окружающую среду

Должны ли офисы платить за загрязнение и сдавать отчетность об отходах

На вопросы отвечает Светлана Губанова, начальник отдела администрирования доходов Росприроднадзора

— Светлана Валерьевна, наши подписчики — субъекты малого бизнеса. Многие из них задают вопросы, должны ли они сдавать какую-либо отчетность в Росприроднадзор. Например, частый вопрос такой: надо ли сдавать отчет об образовании, использовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов?

— Да, малые компании, у которых образуются отходы от деятельности, сдают отчет в уведомительном порядке (п. 7, 8 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, пункт 2Порядка, утв. приказом Минприроды от 25.02.2010 № 50).

— А что значит «в уведомительном порядке»? Малую компанию должны уведомить о том, что она отчитывается?

— Нет, уведомительный порядок означает, что фирма или предприниматель должны только сообщить в Росприроднадзор об образовании, использовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов. То есть не нужно будет выполнять другие действия — получать разрешения и т. п.

— Куда малым компаниям надо сдать отчет, в какой срок и где взять форму документа?

— Если фирма получает отходы на объектах, которые подлежат федеральному надзору, то сдает отчет в управление Росприроднадзора. Если объект подлежит региональному надзору, то отчет принимает уполномоченный орган в регионе. Чаще всего региональное управление Минприроды. Перечни объектов, которые подлежат федеральному надзору, есть на сайте rpn.gov.ru в разделе «Перечни объектов». Если организации в перечне нет, то отчетность надо сдавать в региональный орган. Если вы отчитываетесь в управление Росприроднадзора, сдайте отчет не позднее 15 января (п. 5 Порядка, утв. приказом Минприроды от 16.02.2010 № 30). Если сдаете отчет в региональный орган, уточните сроки в субъекте. Компании заполняют форму в электронном виде с помощью бесплатной программы Росприроднадзора. Она называется «Модуль природопользователя». Найти и скачать программу можно на сайте Росприроднадзора rpn.gov.ru в разделе «Отчетность природопользователя»/»Малым и средним предприятиям и ИП».

— Оштрафуют ли малую компанию, если она не представит отчет?

— Да, фирму могут оштрафовать на сумму от 100 тыс. до 250 тыс. руб. или приостановить работу до 90 суток, штраф на руководителя — от 10 тыс.до 30 тыс. руб. (ст. 8.2 КоАП, постановление Верховного суда Республики Татарстан от 13.01.2016 № 4а-1930/2015). Индивидуальный предприниматель заплатит от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

— Если малая компания сдает отчет СМП, должна ли она представлять в Росприроднадзор еще отчетность по форме № 2-ТП (отходы)?

— Форму 2-ТП (отходы) обязаны сдавать все фирмы и индивидуальные предприниматели, в том числе малые, которые ведут деятельность в области обращения с отходами (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ). Срок сдачи отчета за 2017 год — 1 февраля 2018 года.

— А что такое «деятельность в области обращения с отходами»?

— Это сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов (п. 1 Указаний, утв. приказом Росстата от 10.08.2017 № 529). То есть компания отчитывается, даже если просто накапливает отходы, которые образовались в процессе производства, потребления или оказания услуг.

— Наши подписчики — это в основном «офисные» фирмы. Большинство отходов от их деятельности — это бумага и другой мусор. Подпадает ли такая деятельность под сбор и накопление отходов, при которой надо сдавать форму 2-ТП (отходы)?

— Да, подпадает. Пока фирма или бизнесмен не передали мусор специализированной компании, они накапливают его в контейнерах или других специально отведенных местах.

— Обязаны ли малые компании разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение?

— Не обязаны. Проекты разрабатывают фирмы и ИП, которые не относятся к малому бизнесу (ст. 14 и 18 Закона № 89-ФЗ).

— Должны ли малые компании составлять паспорта на отходы, если заключили договор на вывоз мусора с обслуживающей организацией?

— Составлять паспорта обязаны все компании, если в процессе работы образуются отходы I—IV классов опасности (п. 3 ст. 14 Закона № 89-ФЗ). И неважно, что фирма передает отходы специализированной организации.

— Получается, что на отходы V класса составлять паспорта не требуется. Как определить, к какому классу относятся отходы компании?

— Класс отходов можно определить на основании кодов из Каталога отходов (утв. приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242). Код каждого вида отходов имеет 11-значную структуру. 11-й знак используется для кодирования класса опасности. 1 — I класс опасности; 2 — II класс опасности и т. д. (см. таблицу).

Таблица. Самые распространенные виды отходов

+

— Как подтвердить, что отходы относятся к V классу?

— Заключите договор с организацией, которая аккредитована на проведение соответствующих лабораторных исследований (приказ Минприроды от 04.12.2014 № 536). Если вы не получите соответствующее заключение, то считается, что отходы относят к IV классу опасности.

— Куда фирма может обратиться, чтобы сделать паспорта отходов?

— Если все отходы фирмы названы в Каталоге отходов, то она сама может составить паспорта. Если же в деятельности фирмы образуются отходы, которых нет в Каталоге, то привлеките к разработке паспорта стороннюю организацию, которая оказывает услуги по составлению таких документов.

— Оштрафуют ли фирму, если она не составила паспорта, хотя обязана это сделать?

— Если паспорта нет, фирму могут оштрафовать на сумму от 100 тыс. до 250 тыс. руб. или приостановить работу до 90 суток (ст. 8.2 КоАП).

— Если компания или индивидуальный предприниматель раньше уже делали паспорт, их надо еще раз делать в этом году?

— Паспорта отходов действуют бессрочно (п. 8 и 9 Правил, утв. постановлением Правительства от 16.08.2013 № 712).

— Еще один проблемный вопрос: должны ли малые фирмы платить за негативное воздействие на окружающую среду?

—  В законе есть три типа загрязнения, за которые вносят плату. Это выбросы в атмосферу стационарными объектами, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и размещение отходов производства и потребления (ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Например, если фирма владеет котельной, то платит за выбросы в атмосферу. Фирмы и ИП, объекты которых относятся к IV категории негативного воздействия, не платят за загрязнение окружающей среды.

— Должны ли «офисные» фирмы платить за размещение отходов?

—  За размещение отходов плату вносят компании и ИП, в деятельности которых образуются отходы. Исключение — твердые коммунальные отходы. При размещении твердых коммунальных отходов плату вносит региональный оператор либо оператор, в функции которого входит хранение и захоронение отходов (абз. 2 п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ).

— На какую сумму оштрафуют компанию, если она не вносила плату за загрязнение?

— Директора оштрафуют на 3—6 тыс. руб., фирму — на 50—100 тыс. руб. (ст. 8.41 КоАП).

— Фирмы, которые платят за загрязнение, сдают декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду. В какие сроки ее надо сдать?

— Общий срок — не позднее 10 марта, но в этом году это выходной. Поэтому отчитаться за 2017 год надо не позднее 12 марта (п. 5 ст. 16.2 и п. 5 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ). Форма декларацииутверждена приказом Минприроды от 09.01.2017 № 3.

— Куда нужно подавать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду?

— Декларацию сдавайте в территориальное отделение Росприроднадзора по местонахождению объекта негативного воздействия или объекта размещения отходов (п. 1 и 2 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).

— Что грозит за несдачу декларации?

— За сокрытие или искажение экологической информации фирму оштрафуют на сумму от 20 тыс. до 80 тыс. руб., руководителя фирмы — на 3—6 тыс. руб. (ст. 8.5 КоАП).

— Если организация эксплуатирует объекты негативного воздействия, то такие объекты нужно поставить на учет (письмо Росприроднадзора от 22.11.2016 № АА-05-04-32/23821). Как определить, какие объекты ставить на учет?

— Все технические сооружения, оборудование, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду — выделяют в атмосферный воздух или сбрасывают в водные объекты загрязняющие вещества, нужно ставить на учет. Например, котельную, поскольку она относится к стационарным источникам негативного воздействия на окружающую среду (ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ).

Беседовала Виктория Барковец,
эксперт журнала «Упрощенка»

Правовые основы

Когда речь заходит об экологических платежах, или, как они официально называются, плата за негативное воздействие на окружающую среду, бухгалтеру нужно отложить в сторону Налоговый кодекс, и обратиться к другим нормативным документам. А именно к Федеральным законам «Об охране окружающей среды» и «Об отходах производства и потребления», а также к КоАП РФ.

Помимо этого нужно помнить о том, что отношения в области платы за негативное воздействие на окружающую среду контролирует специальный государственный орган — Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Эта служба утверждает формы и форматы сдачи отчетности, а также контролирует своевременность сдачи отчетности и перечисления платежей.

В то же время, изучая документы, связанные с платежами за негативное воздействие на окружающую среду, надо учитывать, что названные полномочия переданы Росприроднадзору только в середине 2010 года. До этого данные функции выполняла другая Федеральная служба — Ростехнадзор. И именно она выпускала нормативные правовые акты, которыми утверждены действующие формы и которые регулируют порядок подготовки отчетности. Речь идет о приказе Ростехнадзора «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду». Именно этим приказом и надо пользоваться при составлении отчетности.

За что и кому надо отчитываться

Итак, с юридическими основаниями разобрались, перейдем теперь к самому главному вопросу: кто должен отчитываться по экологическим платежам?

Формальный ответ на этот вопрос мы найдем в Порядке расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, который утвержден упомянутым выше приказом Ростехнадзора № 204. Так, согласно этому документу, расчет платы заполняется организациями, осуществляющими на территории РФ следующие виды вредного воздействия на окружающую среду: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

Как видим, законодательство выделяет три категории воздействия, которые влекут обязанность представления отчетности — выбросы, сбросы и размещение. Давайте разберемся, что это означает на практике, в повседневной жизни.

Ситуация 1. Арендуем офис или иное помещение.

Начнем с самой распространенной ситуации — аренды офисного или иного помещения. В такой ситуации весь мусор и прочие отходы арендатор обычно выбрасывает в мусорные контейнеры арендодателя. Такая ситуация, как правило, зафиксирована в договоре аренды. Более того, часто в обязанности арендодателя входит даже самостоятельный сбор этих отходов со сданных в аренду площадей.

Для целей экологических платежей это означает, что организация никакого размещения отходов не производит, а значит, обязанности по перечислению платежей и представлению отчетности в Росприроднадзор в связи с этой деятельностью у нее не возникает. Ведь плату за размещение отходов вносит их собственник. А в данном случае на основании договора аренды отходы помещаются в контейнеры, арендатору не принадлежащие. Соответственно, и обязанности по внесению платы за такие отходы у арендатора не возникает (письмо Ростехнадзора ).

Ситуация 2. Владеем офисом или другим помещением

Рассмотрим теперь другую ситуацию — организация владеет офисным или иным помещением, где располагается сама или сдает эти помещения в аренду. И в том, и в другом случае, мусор и прочие бытовые отходы помещаются в специальные контейнеры. Затем мусор вывозит специализированная организация на основании договора. В таком случае обязанность представлять отчетность и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду напрямую зависит от формулировок в договоре с организацией, вывозящей мусор.

Так, если по этому договору организация предоставляет собственнику помещения контейнер в пользование, а потом забирает его заполненным и вывозит на не принадлежащий собственнику помещения объект размещения (свалку, полигон и т.п.), то размещением отходов занимается не собственник помещения, а специализированная организация. А значит, собственник помещения по данным отходам не должен вносить плату за негативное воздействие и представлять отчетность в Росприроднадзор. Такова позиция Высшего арбитражного суда (см., например, постановления Президиума ВАС РФ , , ).

Еще лучше, если в договоре будет прямо указано, что право собственности на отходы переходит к специализированной организации (письмо Ростехнадзора ).

Ситуация 3. Владеем транспортом

Рассмотрим еще одну весьма распространенную ситуацию — организация использует в своей деятельности автотранспорт. В таком случае у нее появляется обязанность представлять отчетность и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. При этом не важно, собственный транспорт использует организация, арендованный или находящийся в лизинге. Во всех этих случаях бухгалтеру нужно будет рассчитать экологические платежи. Делается это следующим образом: потребленный объем топлива умножается на ставку и на специальный коэффициент, установленный законом о бюджете.

Обратите внимание: подсчет потребленного топлива ведется в тоннах. Одна тонна бензина — это примерно 1 300 литров. Данный показатель зависит от плотности бензина, которая в свою очередь зависит от температуры окружающего воздуха — летом ниже, зимой выше. Плотность бензина может колебаться в пределах 740-775 кг на тонну. Соответственно, количество литров в тонне определяется путем деления плотности бензина на 1 млн. и возведения получившегося частного в минус первую степень. Например, при плотности топлива 740 в одной тонне бензина будет 1 351 литр, а при плотности 775 — 1290 литров.

Ставка платы за негативное воздействие утверждена еще в 2005 году постановлением Правительства РФ и зависит от вида топлива, потребляемого автомобилем. Для бензина, например, ставка 1,3 рубля за тонну, а для дизтоплива — 2,5 рубля. Но каждый год эти ставки еще корректируются специальным коэффициентом. Например, в 2012 году он равен 2,05 (Федеральный закон ), а в 2013 — 2,2 (Федеральный закон от 03.12.12 № 216-ФЗ).

Вносить плату следует ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (приказ Ростехнадзора ).

У организаций, использующих транспорт, помимо обязанности рассчитать и внести плату, возникает обязанность и по представлению отчетности в органы Росприроднадзора. Таким организациям ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом, нужно направить расчет по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (см. письмо Ростехнадзора ).

Здесь же заметим, что в отношении данного вида отходов никаких лимитов организации утверждать не требуется, т.к. предельно допустимые нормы содержания отходов в выхлопе контролируются при прохождении транспортными средствами периодического государственного технического осмотра. И если данные параметры не соответствуют установленным, то эксплуатация транспортных средств просто запрещена.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *