ПБУ 34 н

1.1. Нормативные акты, регулирующие бухгалтерский учет

Основными документами, регламентирующими вопросы бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений, являются:

— Бюджетный кодекс РФ (далее — БК РФ);

— Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ);

— Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Федеральный закон N 7-ФЗ);

— Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Федеральный закон N 174-ФЗ);

— Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон N 402-ФЗ);

— Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Единый план счетов и Инструкция N 157н соответственно);

— Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция N 174н соответственно);

— Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкция N 183н соответственно);

— Приказ Минфина России от 21.12.2011 N 180н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»;

— Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».

Инструкция N 157н содержит обязательные общие требования к отражению в учете хозяйственных операций на счетах Единого плана счетов, а также общие способы и правила организации и ведения бухгалтерского учета путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций с активами и обязательствами.

Инструкция N 174н устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета бюджетными учреждениями, а также его нормативно-правовое регулирование. Она распространяется (п. 1 Инструкции N 174н):

— на государственные (муниципальные) бюджетные учреждения, в отношении которых органами государственной власти (органами местного самоуправления) принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ;

— государственные академии наук, в отношении которых органами государственной власти принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ, и созданные ими учреждения.

Единый порядок ведения бухгалтерского учета автономными учреждениями и его нормативно-правовое регулирование регламентированы Инструкцией N 183н (п. 1 Инструкции N 183н).

Основным локальным актом, регламентирующим организацию и ведение бухгалтерского учета в конкретном бюджетном или автономном учреждении, является учетная политика. Она утверждается приказом руководителя учреждения. В учетной политике дается описание порядка ведения бухгалтерского учета в учреждении, например, следующим образом:

«Бухгалтерский учет в муниципальном бюджетном учреждении «Городская поликлиника» осуществляется бухгалтерией.

Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением и возглавляется главным бухгалтером.

Бухгалтерия обеспечивает контроль за правильным и целевым использованием бюджетных и внебюджетных средств, своевременность и полноту расчетов по налогам и взносам во внебюджетные фонды, а также расчеты с различными предприятиями, организациями и физическими лицами.

Функции бухгалтерии муниципального бюджетного учреждения «Городская поликлиника» определяются Положением о бухгалтерии».

Внимание! Бюджетные и автономные учреждения, осуществляющие согласно законодательству РФ бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, применяют в части операций по исполнению указанных полномочий Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению». Разработанное на основе Инструкции N 162н Практическое пособие по бюджетному учету для казенных учреждений и органов власти см. здесь.

В учетной политике учреждения для целей бухгалтерского учета утверждаются (п. 6 Инструкции N 157н):

— рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;

— методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

— порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

— правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;

— формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные учреждением формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные абз. 2 п. 7 Инструкции N 157н;

— порядок организации и обеспечения (осуществления) учреждением внутреннего финансового контроля;

— иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Примечание

Порядок формирования учетной политики в целях налогообложения в данном Практическом пособии не рассматривается.

Требования, установленные учетной политикой учреждения, обязательны для всех его структурных подразделений (в том числе выделенных на отдельный баланс) и сотрудников. При наличии в учреждении филиалов, структурных подразделений, осуществляющих самостоятельный учет хозяйственной деятельности, в учетной политике отражаются особенности ведения ими бухгалтерского учета, например, так:

«Обособленные структурные подразделения муниципального бюджетного учреждения «Городская поликлиника», осуществляющие деятельность по доверенности руководителя учреждения, ведут бухгалтерский учет самостоятельно. По окончании каждого отчетного периода бухгалтерская и налоговая отчетность представляется в бухгалтерию муниципального бюджетного учреждения «Городская поликлиника» для формирования сводной отчетности.

Сроки и порядок сдачи отчетности утверждаются отдельным распоряжением руководителя муниципального бюджетного учреждения «Городская поликлиника».

ПБУ 11 – теперь не для избранных!

Журнал «Актуальная бухгалтерия» № 8, август 2008 года

Начиная с бухгалтерской отчетности за 2008 год многие коммерческие организации будут обязаны раскрывать в пояснительной записке информацию об операциях не только с учредителями, материнскими и дочерними компаниями, но и с некоторыми другими контрагентами, а также с собственным управленческим персоналом. Такие выводы следуют из нового Положения по бухучету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008, утв. приказом Минфина России от 29.04.2008 № 48н) .

Новое ПБУ 11/2008 заменило собой действовавшее ранее Положение по бухучету «Информация об аффилированных лицах» (ПБУ 11/2000 утв. приказом Минфина России от 13.01.2000 № 5н), которое утратило силу с 15 июня 2008 года.

Кто должен применять ПБУ

Если предыдущий вариант положения был обязательным только для открытых акционерных обществ, то новое ПБУ 11/2008 должны применять все коммерческие организации, за исключением кредитных. Не выполнять его требования могут только малые предприятия, да и то не все.

Обратите внимание: применять этот стандарт обязаны субъекты малого предпринимательства (ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ), которые полностью или частично публикуют свою отчетность.

О каких малых предприятиях идет речь? Во-первых, о тех, которые зарегистрированы как ОАО (публиковать в этом случае свою отчетность их обязывает порядок публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами, утвержденный приказом Минфина России от 28.11.1996 № 101). А во-вторых, о тех малых предприятиях, которые обнародуют отчетность по собственной инициативе (О критериях отнесения фирмы к малому и среднему бизнесу читайте в журнале «Актуальная бухгалтерия» № 9, 2008 ).

Какую информацию нужно раскрывать

Как следует из самого названия нового ПБУ, в пояснительной записке к годовому отчету компания должна раскрыть информацию о связанных сторонах. Алгоритм отбора и формирования такой информации можно условно разделить на 2 этапа. На первом этапе нужно определить, какие организации и физические лица являются связанными сторонами с отчитывающейся компанией. На втором этапе – подготовить информацию об операциях с ними в соответствии с требованиями ПБУ 11/2008. Для этого ее нужно собрать, а затем и отразить в пояснительной записке. Рассмотрим каждый из этих этапов более подробно.

Кто такие связанные стороны?

Положение определяет, что это юридические и физические лица, способные влиять на деятельность отчитывающейся компании. Или, напротив, на деятельность которых компания, составляющая бухгалтерскую отчетность, способна оказывать влияние. Теперь в перечень связанных сторон, информацию о которых необходимо будет раскрывать в бухгалтерской отчетности, включены не только аффилированные лица. Он состоит из 3 пунктов (п. 4 ПБУ 11/2008).

1. Организации и физлица, которые являются аффилированными лицами (ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1) с отчитывающейся компанией в соответствии с российским законодательством. Перечислим отдельные, наиболее часто встречающиеся позиции из этого списка:

  • члены совета директоров (наблюдательного совета), а также руководители компании (например, генеральный директор);
  • организации, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит и сама компания (а если речь идет о финансово-промышленной группе, то и члены cовета директоров, а также руководители этих организаций);
  • организации и физические лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции компании, либо владеют более 20 процентами в ее уставном капитале;
  • организации, в которых компания имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо организации, в которых ей принадлежит более 20 процентов уставного капитала.

2. Организации (индивидуальные предприниматели), которые ведут совместную деятельность с компанией, составляющей бухгалтерскую отчетность.

3. Негосударственные пенсионные фонды (НПФ), действующие в интересах работников отчитывающейся компании (или иной организации, которая является ее связанной стороной). Как мы видим, в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности фирма должна отражать данные по операциям с НПФ, с которыми заключила договоры не только она, но и связанные с данной компанией лица (например, дочерняя компания).

К.Г. Завьялов, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В ПБУ 11/2008 появилось понятие «связанные стороны». Ими, в частности, являются организации, которые могут оказывать влияние на деятельность компании, составляющей бухгалтерскую отчетность. Например, организация – участник совместной деятельности; негосударственный пенсионный фонд (НПФ), который действует в интересах работников отчитывающейся фирмы (п. 4 ПБУ 11/2008). Пункт 5 ПБУ 11/2008 содержит перечень операций, которые могут признаваться операциями со связанной стороной. И если в отношении НПФ все более-менее ясно, то ПБУ 11/2008 не определяет понятия влияния на деятельность организации, например, в рамках договора совместной деятельности. Обратимся к ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности» (утв. приказом Минфина России от 24.11.2003 № 105н). Оно предусматривает 3 случая совместной деятельности: совместно осуществляемые операции; совместно используемые активы и непосредственно (ст. 1041 ГК РФ) совместная деятельность. Соответственно, если стороны, например, совместно владеют на правах долевой собственности зданием, которое сдается в аренду, или объединяют вклады в рамках договора о совместной деятельности для осуществления строительства здания, то их можно считать связанными. Отметим, что ПБУ 11/2008 подготовлено на основании МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах». Поэтому в случае отсутствия какой-либо информации можно обратиться и к международному стандарту отчетности.

Все перечисленные лица, подпадающие под определение связанных сторон, распределены по группам (п. 11 ПБУ 11/2008) , по которым информация о них и должна представляться в отчетности (см. таблицу 1).

Рассмотрим на примере несколько ситуаций, когда организации и физические лица являются связанными сторонами с отчитывающейся компанией (назовем ее «А»).

Пример

Ситуация 1

Компания «А» владеет 25% обыкновенных акций организации «Б».

Ситуация 2

Организация «В» владеет 30% голосующих акций компании «А».

Ситуация 3

Гражданин П.С. Иванов является генеральным директором компании «А». Приведем более сложные ситуации, в одних из которых организации являются связанными сторонами с компанией «А», а в других – нет.

Ситуация 4

Компания «А» владеет 40% обыкновенных акций организации «С». Компания «С» владеет 60% обыкновенных акций организации «Д» и 25% обыкновенных акций организации «Е». Компании «А» и «С» являются связанными сторонами. А вот являются ли связанными сторонами компании «А» и «Д», а также компании «А» и «Е»? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, каким количеством акций в компаниях «Д» и «Е» распоряжается компания «А» (косвенно – через компанию «С»):

0,4 . 0,6 . 100% = 24% (доля участия в компании «Д»);

0,4 . 0,25 . 100% = 10% (доля участия в компании «Е»).

Следовательно, компании «А» и «Д» также являются связанными сторонами, а организации «А» и «Е» – нет.

Ситуация 5

У компании «А» есть эксклюзивный поставщик, с которым она регулярно проводит очень крупные операции. Тем не менее иным образом компания «А» и ее поставщик никак не связаны. В подобной ситуации положения ПБУ 11/2008 не позволяют отнести поставщика и компанию «А» к связанным сторонам.

Готовим информацию об операциях

На втором этапе из всех организаций и физических лиц, являющихся с отчитывающейся компанией связанными сторонами, нужно выбрать тех, кто соответствует хотя бы одному из следующих критериев (п. 6 ПБУ 11/2008) :

  • компания контролируется или на нее оказывается значительное влияние организацией или физическим лицом, являющимся для нее связанной стороной;
  • компания контролирует или оказывает значительное влияние на организацию, являющуюся для нее связанной стороной;
  • компанию и организацию – связанную сторону контролируют или на них оказывают значительное влияние (непосредственно или через третьи лица) одни и те же юридические или физические лица (одна и та же группа лиц).

Окончательный перечень лиц, соответствующих этим критериям, компания определяет самостоятельно с учетом требования приоритета содержания перед формой (п. 9 ПБУ 11/2008).

При этом в пояснительной записке необходимо указать характер связи с каждой из сторон в соответствии с пунктом 6 ПБУ 11/2008 (значительное влияние либо контроль). Также надо раскрыть информацию о проведенных с ними операциях, если в отчетном году они имели место. Причем операцией между компанией и связанной стороной считается любая передача активов или возникновение обязательств между ними. Например, приобретение и продажа товаров, работ, услуг, основных средств и других активов; аренда имущества (подробнее об арендных отношениях читайте в журнале «Актуальная бухгалтерия» №5, 2008); финансовые операции, включая предоставление займов и т. п.

Обратите внимание: по сравнению с ПБУ 11/2000 состав информации об этих операциях расширился (см. таблицу 1).

В качестве примера приведем возможный вариант описания в отдельном разделе пояснительной записки за 2008 год взаимоотношений с теми связанными сторонами, с которыми компания «А» осуществляла операции или имеет значительное сальдо расчетов по состоянию на 31 декабря 2008 года.

Пример

Одна из связанных сторон компании «А» – открытое акционерное общество «Б». Компания «А» является типографией, ОАО «Б» – комбинатом по производству бумаги. Компания «А» в пояснительной записке, в частности, указала следующее:

«Компания «А» владеет 25% обыкновенных акций ОАО «Б». ОАО «Б» является одним из крупнейших в России комбинатов по производству типографской бумаги. В рамках текущей хозяйственной деятельности компания «А» привлекает сторонних подрядчиков для закупки типографской бумаги на основании результатов тендерных торгов. В течение 2007-го и 2008 гг. операции с ОАО «Б» осуществлялись на основе рамочных договоров, утвержденных советом директоров компании «А». Расчеты между компанией «А» и ОАО «Б» осуществлялись в денежной форме.

В течение 2007-го и 2008 гг. ОАО «Б» отгрузило компании «А» типографской бумаги на 15204000 руб. и 19750000 руб. соответственно. По состоянию на 31 декабря 2007 г. и 31 декабря 2008 г. кредиторская задолженность компании «А» перед ОАО «Б» за поставленную типографскую бумагу составила 105 000 руб. и 940 руб. соответственно».

Кроме того, в пояснительную записку нужно включить данные об основном управленческом персонале компании. Пожалуй, это одно из главных отличий новых требований по раскрытию информации. В частности, речь идет о выплатах директору, членам совета директоров и наблюдательного совета, а также их заместителям и другим должностным лицам, наделенным соответствующими полномочиями. Причем нужно указать все платежи – не только зарплату, но и дивиденды, оплату лечения, медицинских услуг и т. п. Все платежи должны быть указаны раздельно в разрезе краткосрочных и долгосрочных вознаграждений (п. 12 ПБУ 11/2008).

Чтобы обеспечить требования нового ПБУ 11/2008, на практике придется внести изменения в аналитический учет, а следовательно, и в учетную политику фирмы.

Автор статьи: А.С. Елин, генеральный директор компании «Академия аудита»

Экспертиза статьи : Ю.В. Волкова, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер- эксперт

Таблица 1: Основные отличия норм нового стандарта бухгалтерского учета (ПБУ 11/2008) от норм старого положения (ПБУ 11/2000)

Номер пункта ПБУ 11/2008

О чем идет речь в указанном пункте ПБУ 11/2008

Пункт содержит следующие дополнения по сравнению с аналогичной старой нормой

Пункт не содержит следующих элементов по сравнению с аналогичной старой нормой

Применение

ПБУ малыми

предприятиями

– субъекты малого предпринимательства, полностью или частично публикующие свою бухгалтерскую отчетность

Сфера действия

ПБУ

– отношения между участниками совместной деятельности;

– отношения с НПФ, который действует в интересах работников данной организации или иной компании, являющейся для организации,

составляющей бухгалтерскую отчетность, связанной стороной

Перечень

операций со

связанными

сторонами

– предоставление и получение обеспечения обязательств

– предоставление и получение гарантий и залогов;

– передача результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (п. 5 ПБУ 11/2000)

Состав информации, подлежащей раскрытию

– условия и сроки осуществления расчетов по операциям;

– форма расчетов;

– величина образованных резервов по сомнительным долгам на конец отчетного периода;

– величина списанной дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других списанных долгов, нереальных для взыскания, в т. ч. за счет резерва по сомнительным долгам

– использованные методы определения цен по каждому виду операций со связанными сторонами (п. 12 ПБУ 11/2000)

Информация должна раскрываться отдельно по каждой из групп связанных сторон

– основное хозяйственное общество;

– дочерние хозяйственные общества;

– преобладающие хозяйственные общества;

– зависимые хозяйственные общества;

– участники совместной деятельности;

– основной управленческий персонал организации, составляющей бухгалтерскую отчетность

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *