Изъятие земельного участка

Содержание

Принудительное изъятие земельного участка

Принудительное изъятие земельного участка представляет собой одно из оснований для прекращения права собственности лица на землю. Принудительное изъятие возможно только в строго определенном порядке и в указанных законом случаях. К ним относятся выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд, обращение взыскания на земельный участок по обязательствам, реквизиция и изъятие земельного участка у собственника по причине его ненадлежащего использования. Рассмотрим особенности каждого вида изъятия земельных участков.

Выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Законодательство позволяет властям проводить принудительное изъятие земли для государственных нужд, но при условии компенсации потери собственникам, а также иным обладателям имущественных прав.

Государственные органы либо органы местного самоуправления обязаны обращаться в суд в тех случаях, когда собственник не соглашается на выкуп принадлежащей ему недвижимости. Если же с собственником было достигнуто соглашение о выкупе недвижимости, то он будет происходить в административном порядке. Обращение в суд обязательно и в тех случаях, когда с собственником не было достигнуто соглашение о цене либо иных условиях выкупа.

Действующим законодательством предусмотрена следующая схема изъятия земли для государственных нужд:

1. Уполномоченный орган принимает решение об изъятии земельных участков и прекращении права собственности на недвижимое имущество на данном участке.

2. Собственник или правообладатель уведомляется об изъятии не менее, чем за год до предполагаемой даты изъятия.

3. Решение об изъятии регистрируется в Едином государственном реестре прав.

4. С собственником земель заключается соглашение о выкупе, при отсутствии такого соглашения выкуп происходит по решению суда после того, как пройдет год с момента уведомления.

5. Проходит государственная регистрация прав на недвижимость новым владельцем.

Обращение взыскания на земельный участок по обязательствам

Изъятие земель путем обращения взыскания на них по обязательствам собственника производится на основании судебного решения, если иной порядок не предусматривается законом или договором. Право собственности лица на земельный участок прекращается с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у того лица, к которому оно переходит. Наши юристы помогут вам сохранить вашу собственность и найти выход из столь сложной ситуации.

Реквизиция

Согласно Земельному кодексу Российской Федерации, при стихийных бедствиях, авариях, эпидемии, эпизоотии и иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти. Делается это для защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с данными чрезвычайными обстоятельствами угроз — с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

То есть, реквизиция носит временный характер. После прекращения реквизиции земельный участок должен быть возвращен собственнику с возмещением ему убытков, причиненных данным изъятием.

Изъятие земельного участка у собственника по причине его ненадлежащего использования

Такое изъятие возможно в том случае, если собственник не использует земельный участок в соответствии с его назначением, либо использует его с нарушением действующего законодательства.

Земельный участок может быть изъят у собственника в следующих случаях:

  • если участок предназначен для сельскохозяйственного производства или строительства, но не используется для этих целей более трех лет;
  • если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством. К примеру, использование участка приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или ухудшению экологической обстановки.

Если собственник земельного участка согласен с решением о принудительном изъятии у него участка, то недвижимость подлежит продаже с публичных торгов. В любом другом случае изъятие участка возможно только по судебному решению. При возникновении такой ситуации имейте в виду: для отстаивания своего права собственности лучше всего воспользоваться помощью квалифицированного юриста.

Преимущества привлечения юриста при процедуре изъятия земельного участка

Наша компания «Правовой стандарт», основанная в 1992 году, имеет многолетнюю положительную практику решения любых земельных споров. Доверившись нашим специалистам, вы можете забыть о возможных неприятностях и ошибках, которые, увы, не редкость в процессе решения вопроса об изъятии земельных участков.

Каждое обращение в нашу компанию начинается с бесплатной консультации, в которую входит комплексный анализ имеющихся документов, оценка возможного исхода дела, после чего следует выработка тактики поведения в суде.

Наш юрист возьмет на себя все хлопоты, связанные с составлением иска в случае несогласия собственников с изъятием земли, представит ваши интересы на судебном заседании и не только выиграет дело, но и возьмет под контроль исполнение решения суда.

У Вас есть вопросы? Обратитесь к нашим экспертам и получите бесплатную консультацию!

Получите консультацию юриста по телефону (499) 408-36-53 и (499) 409-06-71 или заполните форму обратной связи!

Персональная консультация это:

правовое заключение специалиста по вашей ситуации; ответы на все вопросы, касающиеся процедуры обращения в суд; рекомендации и советы компетентных юристов.

Обратитесь к нам за защитой своих прав прямо сейчас и получите консультацию юриста бесплатно!

Дивестиции или ликвидация бизнеса

Стратегия ликвидации – предприятие закрывается и его активы продаются. Это крайняя мера, так как страдают и акционеры и служащие предприятия. Но в широко диверсифицированных организациях потеря одного подразделения не воспринимается так остро, как для предприятия, концентрирующегося на единственном виде бизнеса.

Условия, благоприятные для данной стратегии:

— темпы снижения спроса велики и усиливаются, очаги стабильного спроса недоступны;

— ожидается, что конкуренты создадут сильное ценовое давление, столкнувшись с высокими выходными барьерами, недостаточной лояльностью к торговой марке. таким образом, стратегия «доения» будет убыточной для всех;

— позиция фирмы слаба, она уже несет убытки, перспективы туманны;

— стратегическое направление фирмы было изменено, бизнес стал нежеланным и ненужным;

— низкие барьеры на выходе.

Позиция компании в ключевых сегментах
Прочная Слабая
Отраслевая среда: темпы снижения спроса; очаги спроса; ценовое давление Благоприятная Сохранение позиции, или инвестиции «Доение» или ликвидация
Неблагоприятная «Доение» или ликвидация Ликвидация

III. СТРАТЕГИИ СТАБИЛИЗАЦИИ

Стратегии стабилизации –стратегии, основанные на сохранении стоимости доминирующего ресурса организации на одном и том же постоянном уровне. Стратегии стабилизации не предполагают приобретения или продажи ресурсов. При этом сохранение стоимости активов на том же уровне не препятствует организации увеличивать уровень загрузки мощностей, размер выручки и прочие показатели деятельности. Использование стратегии стабилизации перемещает создание конкурентного преимущества из области корпоративной стратегии в область конкурентных стратегий (стратегий бизнеса). Это — стратегии сохранения позиций. Целесообразна в случаях, когда спад в отрасли носит спокойный, систематический характер, ценовое давление не слишком велико, фирма обладает необходимыми активами и компетенциями, а данный вид бизнеса подпитывает другие направления деятельности. Может носить долгосрочный характер или временный – до разрешения неопределенности в отрасли.

Недостаток – требование очень быстрой реакции на изменения в отрасли.

Выделяют несколько видов стратегии стабилизации

В зависимости от количества видов бизнеса, на котором сконцентрирует внимание организация, в рамках стратегии стабилизации выделяют:

1. Стратегии концентрации на единственном виде бизнеса – стратегия характеризуется специализацией организации на выпуске единственного продукта (оказании единственного вида услуг). Все прочие виды бизнеса исключаются.

2. Стратегии концентрации на наборе видов бизнеса – организация сосредотачивает свое внимание на существующих видах деятельности и пытается упрочить их положение. Новых видов бизнеса в деятельность организации не добавляется.

В зависимости от изменения модели бизнеса выделяют:

1. Стратегии стабилизации с сохранением стратегической бизнес-модели – в рамках рассматриваемой стратегии организация сохраняет способ использования ресурсного потенциала, не изменяет конфигурацию продуктового предложения.

2. Стратегии стабилизации, основанные на совершенствовании стратегической бизнес-модели, направленной на повышение эффективности использования существующего ресурсного потенциала организации – стратегия связана с введением изменений в конфигурацию продуктового предложения (совершенствование продуктов или услуг), либо в повышение эффективности применения существующих ресурсов. В процессе реализации стратегии не изменяется состав ресурсов компании, однако совершенствуется продуктовое предложение, повышается уровень загрузки и эффективность использования потенциала.

Применение стратегии стабилизации целесообразно для организации в следующих случаях:

— работа в отрасли с низким темпом роста или с отсутствием роста;

— отсутствие у организации инвестиционных возможностей при работе в привлекательной отрасли;

— отсутствие у организации целей роста — организация целенаправленно не хочет вкладывать средства в рост, а стремится к максимизации прибыли от использования существующего положения в отрасли;

— нецелесообразность роста в связи с недостаточно эффективным использованием существующего потенциала организации;

— защита от антимонопольного регулирования.

Основные риски стратегии стабилизации связаны с потерей конкурентной позиции (если организация работает в растущей отрасли) и позиций рыночного лидера, а также с утратой предприятия как такового, в случае, если отрасль теряет свою привлекательность, а компания не вложила средства в активы другой более привлекательной отрасли.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно !

Территория, принадлежащая частному лицу (гражданину, ИП или предприятию), может быть изъята в принудительном порядке.

Для проведения подобной процедуры требуются веские основания. В каких случаях допускается конфискация объектов и каким образом она осуществляется, вы узнаете из данной статьи.

Причины конфискации земельных участков

Объект может быть изъят как у собственника-гражданина, так и организации, владеющей землёй. При этом немаловажное значение имеют обстоятельства, ставшие причиной для осуществления данной процедуры.

Закон выделяет следующие основания для конфискации земельных участков:

  • выкуп муниципалитетом или государственными властями;
  • совершение владельцем преступления (например, незаконное получение прав на территорию);
  • нерациональное или нецелевое пользование участком;
  • возникновение непредвиденной чрезвычайной ситуации, например, вспышки эпидемии (в таком случае речь идёт о реквизиции);
  • неисполнение долгового обязательства (например, при неоплате кредита).

Местные власти также вправе изымать определённые территории для муниципальных нужд с целью их дальнейшего развития. При этом фактическому хозяину полагается финансовое возмещение, состоящее из выкупной цены конфискуемого объекта недвижимости и оплаты величины убытков, с которыми столкнётся лицо после потери прав на имущество.

Советуем материал: Кто должен ремонтировать почтовые ящики?

Судебная практика принудительного изъятия участка у собственника

Изучите основные сложности в ходе процесса судебного изымания земельного надела у владельца, выявленные судебной практикой.

Нарушение процесса судебного изымания земельного массива у собственника в пользу государства. Например, владелец участка земли не поставлен в известность о решении суда об изъятии его территории. В таком случае требование органов или представителей исполнительной власти в отношении земельного надела не будет удовлетворено судом, а ходатайство на приобретение участка в пользу муниципалитета будет отклонено.

Изучите пример такой ситуации на основании данных судебной практики:

  • Городской суд решает отказать в признании правомерности иска администрации и бюджетного предприятия на государственном обеспечении к гражданину, владеющему наделом земли, о приобретении земельного участка, принадлежащего указанному гражданину;
  • Суд установил факт принятия губернатором постановления об изымании земельных наделов у владельцев путем их приобретения с целью возведения автомобильной магистрали и моста. В составленный список выкупаемых государством участков включена территория, принадлежащая гражданину, подавшему в суд;
  • Суд установил факт отсутствия информации у гражданина о принятом в отношении его участка земли решении администрации, что явилось основанием для аннулирования сделки купли-продажи земельного массива. А права на земельный надел возвращены владельцу участка;
  • Так как ответчик не предоставил в ходе судебного заседания доказательств того, что владелец земли был уведомлен о решении администрации, судебный орган вынес решение за нарушение порядка изъятия земли у собственника отказать в иске органам государственной власти по вопросу приобретения земли у собственника.

Если владелец участка намеренно не получает уведомления от администрации поселения о принятом решении принудительно приобрести землю собственника путем выкупа для реализации государственных целей.

Если владелец земли отказывается получать письмо из администрации многократно по месту прописки с информацией о принятом решении в отношении участка земли, то суд признает такие действия не достаточными для отказа в иске органам государственной власти по вопросу принудительного выкупа земельного надела в пользу государства.

Рассмотрите на примере описанную выше ситуацию:

  • Районный суд решил удовлетворить иск администрации о процессе изымания земельного массива у собственников в пользу муниципального образования. Судебная областная коллегия по гражданским делам оставила решение суда без изменений, несмотря на то, что один из собственников утверждал, что не был уведомлен вовремя о решении администрации об изъятии его участка земли путем выкупа в пользу администрации;
  • Апелляционный суд установил, что администрация муниципалитета предоставила доказательства того, что уведомления и все письменные оповещения были осуществлены вовремя и в полном объеме;
  • Письменные обращения по месту проживания собственника не были получены в отделении почты и вернулись отправителю после установленного срока хранения;
  • Так как в действиях администрации поселения не выявлено нарушений, апелляционный суд постановил, что действия собственника свидетельствуют о недостатке контроля над письмами и иной информацией, отправляемой на указанный собственником адрес прописки и фактического проживания, что не может служить доказательством ненадлежащего исполнения администрацией обязательств по информированию владельца об изымании участка для муниципальных нужд путем приобретения у собственника;
  • Исходя из данных ЗК РФ и ФЗ «О почтовой связи» владелец земли, которая должна быть изъята в пользу государства, считается информированным с момента получения копии решения администрации в отношении участка земли, или после возврата заказного письма отправителю по истечении срока хранения письма;
  • Если владелец выкупаемого участка не оставил почтовый адрес для связи, то уведомление с копией решения администрации отправляется в электронном виде на электронную почту собственника;
  • Если нет вариантов отправить письмо владельцу участка, то администрация муниципалитета обнародует данные в отношении изымаемых участков земли в определенном порядке путем размещения на информационных ресурсах муниципалитета. Допустимо применять местные СМИ.

Владелец территории земли, приобретенной для нужд муниципального образования, может претендовать на возмещение материального и морального ущерба, нанесенного гражданину путем фактического лишения имущества.

Такая ситуация возможна в том случае, если решение администрации о принудительном изъятии собственности отсутствует или составлено с ошибками, является неполным. Кроме этого, допускается требовать компенсацию в случае нарушения процедуры изъятия земельного участка у собственника.

Более детально изучите ситуацию на примере:

  • Гражданин обращается в суд с просьбой возместить убытки, нанесенные ему действиями администрации города в момент фактического изъятия участка под строительство автомобильной дороги без соблюдения законной процедуры изъятия;
  • Суд подтвердил факт изымания участка у гражданина в пользу государства и факт передачи земли под застройку. При этом администрация не проводила установленную законом последовательность изымания путем выкупа земли. В ходе судебного разбирательства установлен факт расположения объекта дороги на территории участка гражданина;
  • Суд постановил выплатить пострадавшему от действий администрации собственнику земельного участка из муниципальных средств сумму в размере рыночной стоимости земельного участка в счет покрытия убытков от незаконных действий исполнительной власти муниципального образования;
  • В заключении суд признал, что нарушение порядка изъятия земельного участка у собственника для государственных целей не ограничивает права владельца на возмещение ущерба от фактического лишения собственности.

Изучите дополнительный пример подобной ситуации с нарушениями порядка изъятия земли в пользу муниципалитета:

  • Суд установил, что гражданин владеет участком сельхозназначения для ведения личного подсобного хозяйства. Но часть указанного участка была использована администрацией области для прокладывания дороги областного значения;
  • Суд не смог найти фактов, подтверждающих проведение установленной законом процедуры изъятия земли у собственника в пользу муниципалитета путем выкупа;
  • Суд принял решение о том, что участок земли гражданина разделен на два земельных надела, один из которых уже фактически занят дорожным полотном и сопутствующими объектами инфраструктуры, не позволяющей применять землю в соответствии с разрешенным видом землепользования;
  • Занятый под возведение дороги участок должен быть оценен и рыночная стоимость данной территории должна быть перечислена со счета администрации области в пользу собственника;
  • Суд установил факт того, что в администрации не принималось решение на изъятие участка земли у данного собственника, что является прямым нарушением закона.

Следующая ситуация возникает в сложных взаимоотношениях пользователя земельного участка, принадлежащего государству, у которого данный участок земли изымается в пользу муниципальных нужд по решению администрации поселения.

На возмещение могут рассчитывать пользователи земли, которые владеют участком на основании пожизненного наследуемого владения территорией, пожизненного пользования землей, на основании бессрочной аренды и безвозмездного применения ресурсов на указанной территории земельного надела.

Рассмотрите следующую ситуацию:

  • Юридическое лицо обращается в суд с требованием возместить ущерб, нанесенный действиями администрации по фактическому изъятию земли под возведение участка дороги общественного пользования. При этом участок земли юридическое лицо арендовало на бессрочной основе;
  • На основании положений Гражданского кодекса РФ и Земельного кодекса РФ суд принял решение о праве пользователя землей на получение возмещения, так как выкуп земли предусмотрен не только у собственника, но и у владельца земли;
  • Правообладатель земельного участка может рассчитывать на получение компенсации за фактическое изъятие земли, находящейся в длительной аренде;
  • Суд постановил, что изъятие земельного участка, принадлежащего государственным структурам, должно проходить на возмездной основе при оформлении изъятия земли в пользу муниципалитета у арендатора или временного пользователя участком земли;
  • Суд установил, что часть территории земельного участка, принадлежащего муниципальному образованию, применена для возведения инфраструктуры автомобильной трассы, а возмещение убытков владельцу не планировалось со стороны администрации поселения. Соответственно, суд признал требования пользователя земли правомерными и присудил выплату из бюджета поселения в размере рыночной стоимости земли с расположенной на ней автомобильной дорогой;
  • С 01.04.15 на основании ГК РФ и ЗК РФ существуют конкретные обстоятельства, которые являются причинами прекращения прав в отношении участка земли для:
    • Владельцев наделов;
    • Владельцев земли на бессрочной основе и аналогичных пользователей земли;
    • Собственников земельных участков, которые владеют им на основании пожизненного наследуемого владения;
    • Владельцев участков земли на основании безвозмездного пользования природными ресурсами в пределах территории участка;
    • Граждан, заключивших договор аренды территории;
  • На основании статьи 56.8 Земельного кодекса России при изымании земли в пользу муниципальных образований устанавливается возмещение ущерба в размере определенной суммы денежных средств, которая зависит от рыночной оценки стоимости участка, приобретаемого у владельца.

Изъятие земельного участка у собственника.

О том, что с 1 января 2018 года собственники могут лишиться своих участков,

Об изъятии земельного участка для государственных нужд читайте по ссылке: http://uropora.ru/zemlya/izyatie-zemelnogo-uchastka-u-sobstvennika-dlya-gosudarstvennyx-nuzhd.html

Сложный момент в судебных тяжбах связан с формированием размера возмещения при изымании участка в пользу муниципалитета на основании рыночной оценки стоимости земельного надела:

  • Коллегия ВС РФ отменила решение апелляционной судебной инстанции по делу возмещения ущерба гражданину, нанесенного изъятием земельного участка под строительство дорожной развязки;
  • Суд подтвердил факт того, что решение об изъятии территории под дорогу было принято в сентябре 2011 года, а стоимость выкупа (возмещения собственнику участка) определена путем формирования распоряжения областной администрации от декабря 2014 на основании текущей рыночной стоимости земельного надела;
  • Суд вынес решение о фиксировании размера компенсации на момент разрешения конфликта в 2014 году;
  • Апелляционный суд, применяя статью 57 ЗК РФ, определил, что цена за приобретаемые участки земли в пользу муниципалитета должна формироваться на основании рыночной оценки стоимости участков на день вынесения администрацией решения о принудительном приобретении участков земли для государственных целей и задач. Значит, рыночная стоимость компенсации должна определяться в реалиях 2011 года.

Судебная практика определения выкупной цены земельного участка, подлежащего изъятию

Прежде чем начать процесс определения стоимости возмещения за изъятый участок в пользу муниципалитета, необходимо определить вид разрешенного землепользования до момента начала процедуры изъятия земли. Стоимость земель различного целевого назначения разная, поэтому определяется размер компенсации или размер выкупа в каждом случае индивидуально.

Проблема судов состояла в том, что после начала процедуры изъятия земельного надела принудительно в пользу государства у собственника, могли быть внести изменения в кадастровый реестр в отношении категории земли и разрешенного вида землепользования с момента регистрации решения муниципалитета об изъятии земельного участка. Изменения могли вноситься с целью подготовки земельных участков для дальнейшего применения в муниципальных или государственных целях.

Решения судов опирались на данные о видах разрешенного землепользования, которые были присвоены участкам земли до момента начала процедуры изъятия в пользу государственных структур.

Суды учитывают тот факт, что владельцы участков земли могут рассчитывать на возмещение убытков, связанных с изъятием земельных участков в пользу государства, на основаниях и условиях, которые никак не связаны с процедурой изъятия.

Для более наглядного примера рассмотрите следующую ситуацию:

  • Администрация поселения подает в суд иск о принудительном изъятии участков земли и жилого дома путем выкупа у граждан, являющихся собственниками изымаемых объектов. При этом ответчики возражали против определенных администрацией сумм выкупа, требовали произвести переоценку сумм выкупа земельного участка на основании градостроительного регламента. Так как спорный участок располагается на стыке зоны многофункционального применения земельного участка и зоны общественно-деловой застройки;
  • Суд первой инстанции и апелляционный суд решили определить размер выкупа в соответствии с видом разрешенного использования земли, присвоенным участку до принятия решения об изъятии участка земли в пользу государства. То есть на основании расценок земельного участка для ИЖС;
  • Если собственник земли после уведомления о решении изъять участок земли в пользу муниципалитета предпринимал действия по изменению вида разрешенного землепользования и требовал выплату в соответствии с присвоенным ВРЗ, то суды принимали решение на основании данных о ВРЗ на день, предшествующий принятию решения администрацией об изъятии участков земли у собственников;
  • Выкуп земли формировался из расчета рыночной стоимости земли на основании вида разрешенного землепользования, установленного до регистрации решения об изъятии земли в пользу муниципалитета.

Для понимания ситуации изучите следующий пример:

  • Гражданин получил выкупную сумму за изъятый участок в соответствии с видом разрешенного землепользования для индивидуального жилого строительства;
  • Суд выяснил, что на день, предшествующий принятию решения об изъятии участок земли в пользу муниципалитета главой администрации поселения, ВРЗ определялся для садоводства, позже самостоятельно изменен собственником;
  • Апелляционный суд постановил отменить решение суда первой инстанции и пересчитать сумму выплаты за изъятый участок в соответствии с видом разрешенного землепользования для осуществления садоводческой деятельности.

Обратите внимание на то, если у земельного участка не определен вид разрешенного применения на момент вынесения решения об изъятии в пользу муниципалитета, то вид разрешенного землепользования присваивается в соответствии с целями, для которых производится изъятие участка земли. Размер выплаты формируется исходя из определенного вида землепользования для осуществления муниципальных задач, зафиксированных документально.

Если в документах собственника на землю не указан вид разрешенного землепользования, то применяется вид разрешенного землепользования, соответствующий реальным целям изъятия земельного участка в государственных целях или соответствующий объектам недвижимости, которые будут располагаться на изъятом участке земли. В дальнейшем данные сведения фиксируются в земельном кадастре, включая присвоенный тип допустимого применения земельного надела.

Проблемы судебной практики по изъятию земельных участков

В любых правилах и законах, регулирующих деятельность муниципальных органов в отношении участков земли, и в деятельности собственников земли в отношении изымаемых участков существуют исключения. Лучше всего вникать в суть таких исключений на примерах. Изучите следующую информацию внимательно.

В ФЗ № 108 прописаны важные ситуации для регулирования на законном уровне:

  • Уникальность формирования участков земельного массива, которые подвергаются изъятию и последующей регистрации в кадастровом учете;
  • Нормы упрощенного порядка оповещения владельцев изымаемых участков земли;
  • Порядок определения размера выплаты собственникам за изъятые участки земельного массива в соответствии с рыночной стоимостью участка;
  • Детально расписаны правила судебного изъятия земельных наделов у собственников с указанием алгоритма обжалования таких судебных решений в апелляционных инстанциях.

Большинство других постановлений и законов содержат подобные нормы, но многие из них могут противоречить другим нормам действующего законодательства. Внимательно изучите жалобу в Конституционный суд России гражданина, оспаривавшего законность части 31 статьи 15 ФЗ «Об организации олимпийских и параолимпийских игр в Сочи в 2014 году», в которой определяется срок обращения в суд с жалобами по вопросам изъятия земельных участков в пользу государства.

Заявитель утверждает, что указанная часть статьи вышеназванного закона противоречит пункту 3 статьи 279 Гражданского кодекса России. Однако, в полномочия Конституционного суда России проверка соответствия нескольких федеральных законов друг другу не входит. Компетенция суда определена Конституцией РФ в статье 125 и в ФЗ «О КС РФ». Решение Конституционного суда РФ по обращению гражданина было отказать в принятии к рассмотрению жалобы.

Проблема ситуации, описанной в примере, заключается в том, что Конституционный суд России ушел от ответственности в принятии спорного решения о несоответствии специального федерального закона основополагающему федеральному закону, которым является ГК РФ.

Поймите, что подобные ситуации в несоответствии определенных норм законов уже установленным нормам ранее принятых нормативно-правовых актов не редкость. В последнее время сфера земельных отношений и урегулирования вопросов изъятия земельных участков и возведенных на них конструкций в пользу государства не регулируется в достаточной мере. Не хватает строгих норм, устанавливающих четкий регламент для конкретных сфер взаимоотношения граждан с государством, чтобы при этом не возникало конфликтов нормативных актов в содержании статей.

Некоторые депутаты Государственной Думы пытались привлечь внимание к проблеме несоответствия норм законов друг другу. Но законопроект № 304493-5 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд» не нашел поддержки среди коллег.

Вопросы изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, рассмотренные в вышеописанном проекте закона, вызвали много протестов и обоснованной критики, впоследствии не были доработаны.

Изучите комментарии специалиста Д. Д. Сониной о двух самых значимых тенденциях развития современного законодательства в отношении вопроса изъятия земельных участков у собственников:

  • Вопрос заключается в том, что при проведении процедуры изъятия земельного участка, который еще не сформирован, устанавливаются упрощенные нормы формирования участков земли, получаемых при делении территории собственника на часть, которую применяет муниципалитет под свои нужды, и часть, которая остается в собственности владельца земли. Это приводит к тому, что владелец земли заранее может рассчитать возможную сумму компенсации при изъятии его участка. Однако, такой путь развития законодательства в данной теме может привести к постепенному стиранию границ между частным земельным и публичным интересом;
  • Тенденция принятия новых законов, регулирующих процесс изъятия земельных участков у собственников с продуманной системой регулирования данного вопроса в соответствии с конкретными основаниями. Суть развития такого направления законотворческой деятельности заключается в формировании единой системы осуществления изъятия земельных участков, которая направлена на обеспечения правообладателей гарантиями возмещения ущерба.

Поймите, что принятие специальных законов по вопросу изъятия земельных участков у владельцев необходимо. Однако, необходимо учитывать в первую очередь интересы собственников. Специалисты считают, что необходимо ввести понятие «государственные нужды», для которых необходимо изымать земельные участки.

Без четкого определения государственных нужд сложно регулировать все процессы, связанные с изъятием земель в пользу муниципалитетов.

Делая вывод, обратите внимание на то, что на основании пункта 5 статьи 56.8 ЗК РФ установлено, что размер выплаты при изымании участка земли у собственника или арендатора происходит на основании рыночной стоимости и разрешенного вида землепользования в отношении участка земли.

При этом ВРЗ определяется на день, предшествующий принятому решению об изъятии земельного участка у владельца. Многие вопросы в сфере регулирования отношений по вопросам изъятия земель в пользу муниципальных целей еще не урегулированы полностью.

Была ли Запись полезна? 8 из 11 читателей считают Запись полезной.

Изъятие земельных участков: основания, порядок

В жизни многое может случиться. К примеру, Вы можете владеть земельным наделом на протяжении многих лет. Но однажды Вы лишитесь его по причине изъятия на нужды государства либо муниципалитета. Не правда ли, безрадостная перспектива?

Предлагаем детально разобраться в теме «Изъятие земельного участка», чтобы заранее предвосхитить многочисленные вопросы, возникающие как у собственника, так и у арендатора земли при её изъятии.

Забрать земельные владения могут по ряду причин, таких как: необходимость проложить линию электропередач, или дорогу федерального либо регионального уровня (ст. № 49 Земельный кодекс РФ). Узнав об этом, не стоит впадать в панику.

Государство, забрав землю, должно осуществить возмещение денег по рыночной цене. Оно обязано оплатить Вам убытки и сумму упущенной выгоды.

Телефоны бесплатной горячей линии Высококвалифицированные специалисты в области права проконсультируют Вас и ответят на все Ваши вопросы: Гражданское право, Недвижимость, Корпоративное право, Трудовое право, Автомобильное право, Страхование, Уголовное право, Семейное право, Наследство, Защита прав потребителей, Интеллектуальная собственность. МСК: +7 (499) 577-00-25 доб. 319 СПб: +7 (812) 425-66-30 доб. 319 РФ: +7 (800) 350-23-69 доб. 319 Можете задать свой вопрос на сайте онлайн: СПРОСИТЬ ЮРИСТА

В первый день апреля 2018 года был принят закон, содержащий ряд изменений существующего ранее регламента изъятия земель с целью использования для нужд государства либо муниципалитета (ФЗ от 31.12.2014г., № 499-ФЗ).

Таким образом, если раньше Земельный кодекс РФ содержал лишь несколько норм изъятия земли, то в 2018 году в него добавлена отдельная глава, которая полностью посвящена этому аспекту (гл. 7.1 ЗК РФ).

Государство аккумулировало все предшествующие знания относительно изъятия земельных наделов для обустройства территорий в Новой Москве, проведения сочинских Олимпийских игр и саммита АТЭС.

Порядок изъятия земли

Согласно статье № 279 ГК РФ, изъять землю для нужд государственного уровня можно лишь в порядке, который регламентирует ЗК РФ.

Но, при этом статья № 282 ГК РФ вводит весьма важное уточнение о том, что если собственник земли не заключает добровольный договор об изъятии (даже по причине своего нежелания отдавать землю), тогда данная земля изымается в принудительном порядке.

Данное требование является прямым противоречием статье № 8 Конституции РФ, так как нарушает принцип равнозначной защиты любой собственности в России.

Дело в том, что ни частное, ни юридическое лицо не могут подать судебный иск по поводу изъятия своей земли.

При изъятии участка собственник получает денежное возмещение (ст. № 281 ГК РФ). При этом заключается соглашение об изъятии земли для муниципальных нужд и государственных с указанием сроков, суммы возмещения и прочих условий.

Изъятие земли происходит в три этапа:

  1. Сначала осуществляется предупреждение землевладельца.
  2. Затем со стороны органов местного самоуправления, принимаются меры по изъятию надела.
  3. Далее происходит продажа земли: когда владелец, соглашаясь на продажу, осведомляет о своём решении местное самоуправление.

Государственные органы, которые могут изъять землю

Порядок изъятия земельных наделов устанавливается текстом Гл. 7.1 ЗК РФ. Государственными органами, принимающими вердикт о факте изъятия, являются:

  1. Уполномоченный федеральных органов исполнительной власти: цель – недропользование (изъятие земли для нужд всей страны).
  2. Исполнительные органы государства субъекта РФ (при изъятии земли под региональные нужды). Это строительство региональных объектов, ведение работ по недропользованию местного уровня значимости.
  3. Местное самоуправление – для использования земли, с целью строительства на ней объектов местной значимости.

Любой процесс изъятия земли происходит на основании вердикта уполномоченных органов исполнительной власти (или местного самоуправления), который принимается:

  • на основании их собственной инициативы;
  • на основании ходатайства об изъятии земли, которое подала организация, указанная в п.1, ст.№ 56.4 ЗК РФ (это может быть естественная монополия, пользователи земельных недр).

Подать ходатайство об изъятии земельного надела могут:

  1. Компании, которые владеют правом на ходатайство об изъятии земли у собственника с целью использования её для нужд федерального уровня (Постановление Правительства РФ от 2015г., № 442).
  2. Государственная власть, изымающая участок с целью:
  • исполнения международного соглашения;
  • осуществления строительных и реконструкционных работ объектов государственной значимости.
  1. Предприятие государственного значения – для размещения на изъятой земле объектов федеральной (региональной) значимости, предусмотренной инвестиционной программой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *