Если утерян аттестат

Нормативное регулирование

Восстановить школьный аттестат можно пользуясь алгоритмом, который регулируется Законом о порядке заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем образовании и их дубликатов. Этот регламент утвержден приказом Минобрнауки РФ в 2014 году. Пятый раздел нормативного акта устанавливает, что выпускники школ получают свидетельство после окончания 9 и 11 классов. Так, после девятого класса дают документ об основном общем, а по итогам 11-го — о среднем общем образовании.

Для справки! Школьный аттестат является государственной бумагой, поэтому его фальсификация строго пресекается законом и карается ст. 327 УК РФ. Наказание подразумевает применение штрафной санкции до 80 тыс. рублей, лишение свободы или привлечение к общественным работам сроком от 180 до 200 часов. Подложный экземпляр изымают, а у нарушителя появится судимость.

При утере/порче/замене данных в свидетельстве об образовании следует обратиться в школу, которая его оформила. Там можно запросить дубликат после подачи соответствующего заявления. Восстановить его возможно и спустя десятки лет после окончания образовательного учреждения.

Как восстановить аттестат

Следует иметь ввиду, что процедура запроса дубликата абсолютно бесплатная и не требует никаких пошлин. Правила получения дубликата документа регулирует 26 п. раздела 5 вышеприведенного закона. Перед тем, как явиться к директору учебного заведения с прошением о выписке дубликата, рекомендуется подать заявление в полицию об утере документов. В таком случае, гражданин получит справку, свидетельствующую об обращении в правоохранительные органы по факту утраты/хищения документа. После этого следует приступать к восстановлению свидетельства о школьном образовании. Утерянный экземпляр утрачивает силу, так как замене будут присвоены новые серия и номер.

Порядок получения дубликата

В зависимости от обстоятельств нужно предоставить доказательства, подтверждающие утрату аттестата:

  1. Это может быть справка из пожарной службы, если он сгорел или талон из полиции при предполагаемом хищении. В случае утери стоит сообщить об этом в местные СМИ.
  2. В случае порчи или при наличии недостоверной информации (например, ошибки в ФИО и т.п.), документ необходимо предоставить в учреждение, где он был получен. Там его уничтожат в соответствии с нормативными требованиями и взамен выдадут новый.
  3. Если у владельца бумаги поменялись ФИО, то для запроса дубликата требуется предоставить подтверждение об изменении личных данных. При наличии необходимых справок и других бумаг, соответствующим обстоятельствам утраты свидетельства, необходимо явиться в школу, приложив их к заявлению на выдачу дубликата.
  4. Если учреждение, которое выдало свидетельство, больше не существует, то следует обратиться в архив территориального отдела управления образованием. В таком случае должен быть документ, подтверждающий факт реорганизации/ликвидации школы.
  5. Если школа, которая выдала документ об образовании, преобразовалась в лицей/гимназию, то дубликат выдает именно это учебное заведение, появившееся в результате реорганизации.

Важно! Совершеннолетние граждане пишут заявление на восстановление свидетельства самостоятельно. Лица, не достигшие 18 лет, не имеют такого права. В этом случае обязанность по запросу дубликата ложится на родителей или законных представителей выпускника.

Срок получение дубликата

Срок восстановления свидетельства зависит от его вида:

  • об окончании 9 классов выдается в течение трех рабочих дней;
  • об основном полном образовании после 11 классов оформляют не дольше одного месяца.

Длительность изготовления копии нормируется п. 26, разделом 5 Закона о порядке выдачи аттестатов. Согласно регламенту, срок оказания услуги по восстановлению бумаги не должен превышать 1 месяца с момента подачи заявления. В некоторых ситуациях документы можно отправить в школу почтой. Забирать восстановленное свидетельство необходимо самостоятельно. Также его получить могут и другие лица при наличии нотариально заверенной доверенности.

На документе должны быть подписи следующих лиц:

  • директора школы;
  • зам. директора; учителей (минимум трех).

Важно! В противном случае, документ будет считаться недействительным.

Особенности процедуры

Утеря аттестата связана с определенной волокитой. Тогда необходимо явиться в школу, которая выдала свидетельство об образовании, и написать заявление на имя директора с просьбой о выписке нового. После подачи заявления школа запрашивает форму аттестата в местном отделе управления образованием.

Как восстановить утерянный аттестат? Для осуществления этой задачи гражданин должен предоставить:

  • заявление, заполненное по установленному в школе образцу;
  • удостоверение личности (паспорт);
  • дополнительные бумаги: справки из полиции, выписка из ЗАГСа о вступлении в брак/разводе, свидетельство о смене ФИО и так далее.

Этот перечень зависит от конкретной ситуации, в результате которой бумага стала недействительной.

Образцы документов

Как говорилось выше, перед истребованием дубликата в случае его утери/кражи следует объявить через местные СМИ о том, что документ утратил силу. Текст объявления выглядит примерно следующим образом:

Важно! Аттестат (указать серию и номер) об общем (среднем/полном)образовании, выданный в (год получения) выпускнику (наименование школы, область, район, населенный пункт) ФИО считать недействительным.

Что касается заявления на получение дубликата, то в его шапке необходимо указать имя директора школы, а в содержании причины, по которым понадобилась замена документа и просьбу о выдаче нового:

Важно! Директору школы/лицея/гимназии(наименование образовательного учреждения, район, область) ФИО (имя руководителя) выпускника 9/11 класса (год выпуска) ФИО (имя заявителя). Прошу выдать мне дубликат аттестата об общем (среднем/полном) образовании, так как (указать причину замены документа и его серию/номер). Прилагаю экземпляр газеты (наименовании периодического издания).

В прилагаемой газеты должны быть все листы. Бумаги отдают непосредственно директору или его заместителю. Затем, школа получает форму аттестата из МОУ и указывает в бланке, что это дубликат, выданный взамен утерянного документа. При необходимости, сведения о выпускнике и его оценках для вкладыша возьмут из личного дела.

Для восстановления утраченного аттестата необходимо следовать вышеизложенной инструкции. Следует помнить о том, что если утеряна копия этого документа, то повторное оформление дубликата невозможно. В таком случае, вместо него выдают удостоверение. Если школа реорганизована, то нужно обратиться в учебное учреждение-правоприемник, в архиве которого хранятся сведения об успеваемости выпускника. Таким образом, восстановить свидетельство не составит труда, но необходимо учитывать нюансы данной процедуры.

Правила заполнения дубликата аттестата о среднем образовании

Заполнение дубликата аттестата и приложения к нему производится в соответствии с указанным выше Порядком. В ходе заполнения на бланках титульного листа документа и приложения к нему в верхнем углу справа ставится слово “ДУБЛИКАТ”. После фамилии, имени и отчества выпускника, в соответствии с пунктом 4.2 Порядка, указывается год окончания учебного заведения и наименование той организации, которую окончил выпускник. Записи в дубликат заносятся в соответствии с документами, которые имеются в личном деле выпускника, утратившего аттестат.

Если отсутствует возможность заполнить дубликат приложения к аттестату, то новый аттестат будет выдан без приложения к нему. Подписывает дубликат руководитель учреждения, осуществляющего образовательную деятельность и выдавшего документ.

Таким образом, порядок решения вопроса, как восстановить аттестат о среднем образовании, дубликат которого необходим для продолжения образования или же устройства на работу, Вам известен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *