Защита прав матери

Механизмы защиты интересов матери и ребенка в семейном праве

Ребенок и мать — это уже семья. Защита их интересов в семье осуществляется путем многих механизмов. Часто интересы матери и ребенка совпадают, и рассматривать их раздельно не всегда оправданно, т.к. в период беременности и в первые годы жизни основным «интересом» ребенка представляется мать, а для добросовестной материи интересы ребенка являют первостепенными.

Законодатель предусмотрел определенные нормы, позволяющие еще до рождения беременной женщине защищать интересы свои и плода. Так, беременность и роды являются одними из оснований, когда брак может быть зарегистрирован до достижения невестой брачного возраста (ст.13 СК РФ), также беременность и роды предоставляют брачующимся выбор даты бракосочетания (т.е. возможность сделать это досрочно, даже в самый день подачи заявления) (ст.11 СК РФ). Такие нормы закрепляют условия того, чтобы ребенок родился и рос в юридически оформленной семье — естественной для него среде.

Государство в целях стимулирования рождаемости гарантирует целый ряд пособий гражданам, имеющих детей: ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей»5 устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Виды пособий:

  • — пособие по беременности и родам;
  • — единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • — единовременное пособие при рождении ребенка;
  • — ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • — ежемесячное пособие на ребенка.

Кроме федеральных, региональные акты также гарантируют своим гражданам некое материальное довольствие.

После рождения ребенка устанавливается его происхождение. Пункт 1 ст.48 СК РФ устанавливает происхождение ребенка от матери (материнство) на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств. Установление материнства — процедура гораздо более простая, чем установление отцовства. Это, прежде всего, связано с видимой (внешней) стороной рождения ребенка — избавление женщины от бремени вынашивания плода.

Закон исходит из общего принципа, что матерью ребенка является именно та женщина, которая его родила, тем самым защищает права материнства и суррогатной матери — женщины, которой был имплантирован эмбрион в целях его вынашивания. В безусловном порядке матерью ребенка считается она (ст.51 СК РФ).

Если же женщина, родившая ребенка (суррогатная мать), отказывается дать свое согласие на запись других лиц в качестве родителей ребенка и хочет оставить ребенка у себя, она на основании справки медицинского учреждения, в котором произошли роды, сама регистрирует в органах загса рождение ребенка и записывается в книге записей рождений как мать этого ребенка. Если суррогатная мать состоит в браке, запись об отце производится в общем порядке. Если суррогатная мать не замужем, запись об отце ребенка производится также на общих основаниях; она в равной степени должна быть признана имеющей право подать совместное заявление о регистрации ребенка с мужчиной, желающим быть записанным отцом данного ребенка6.

Однако если родителями в книге записей рождения были записаны другие лица (семейная пара, давшая согласие на имплантацию эмбриона другой женщине), суррогатная мать не имеет права оспаривать данную запись, ссылаясь, что биологически матерью ребенка является она (п.3 ст.52 СК РФ). Такая норма необходима, прежде всего, для обеспечения спокойной жизни и безопасности как матери, так и ребенка во избежание психологических и социальных стрессов.

Дальнейшая защита материнства и отцовства (реализация ими родительских прав и исполнение обязанностей) в СК РФ представлена следующими нормами:

  • — статья 62. Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и(или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет;
  • — статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей;
  • — статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей;
  • — статья 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;
  • — статья 68. Защита родительских прав;
  • — статья 80. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей;
  • — статья 86. Участие родителей в дополнительных расходах на детей.

В браке интересы права и интересы беременной женщины защищены следующими нормами: согласно ст. 17 СК РФ муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка ни в загсе, ни в суде).

Статья 89 СК РФ дает право жене в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка требовать уплаты алиментов от своего супруга. Алименты взыскиваются даже в том случае, если жена обеспечена средствами в размере, превышающем прожиточный минимум. Это связано с тем, что в период беременности, вскармливания ребенка грудью и осуществления ухода за малолетним ребенком возникает потребность в многочисленных расходах, которые должны нести оба супруга. Те же права остаются за женщиной после расторжения брака (ст. 90 СК РФ).

Семейные права ребенка по действующему семейному законодательству указаны в главе 11 СК РФ. Можно выделить пять основных личных прав ребенка:

  • — право ребенка жить и воспитываться в семье;
  • — право ребенка на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками;
  • — право ребенка на защиту своих прав и законных интересов;
  • — право ребенка выражать свое мнение;
  • — право ребенка на имя, отчество и фамилию.

Гарантией их осуществления является то, что ребенок управомочен на защиту этих прав лично или через своих представителей исходя из интересов и потребностей каждого ребенка. Более того, обеспечение этих прав — задача конституционного, а не семейного права. Семейное право призвано не допустить дискриминацию ребенка в семейных отношениях.

Отвечая нормам международного права, СК РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и иные акты содержаны специальные нормы, определяющие порядок защиты семейных прав ребенка. Ст.6 указанного закона закрепляет, что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В свою очередь глава 11 СК РФ определяет семейно-правовой статус несовершеннолетних детей, и устанавливаем механизмы защиты прав и интересов ребенка в семье.

Необходимость защиты прав ребенка возникает в любом случае, когда происходит нарушение его прав — вне зависимости, осознает ли это сам потерпевший (малолетний).

В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих посягательств:

  • а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, или посягательства на честь и достоинство;
  • б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации;
  • в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию;
  • г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;

или унижающих достоинство видов обращения или наказания;

ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка. Таким образом, ребенок должен быть защищен от всех негативных как физических, так и нравственных воздействий.

Под защитой прав ребенка понимается следующее: восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др.7

Как известно, в теории и на практике права принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную.

Юрисдикционная форма защиты — это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав.

Неюрисдикционная форма защиты — это действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав8. Защита семейных прав согласно ст.8 СК РФ осуществляется в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных СК РФ — государственными органами или органами опеки и попечительства.

Согласно ст. 56 СК РФ защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом.

Родители названы законодателем в числе первых лиц, осуществляющих такую защиту. Родители осуществляют родительские права, в том числе и защиту прав и интересов ребенка, до достижения совершеннолетия. Родители являются законными представителями своих детей и без специальных полномочий (доверенности) выступают в защиту их прав с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Представлять права и интересы ребенка могут как оба родителя, так и один из них по соглашению между ними. Причем родители должны защищать права и интересы детей, а не свои права и интересы. Если между интересами родителей и детей имеются противоречия, которые установлены органами опеки и попечительства, то родители не вправе представлять интересы детей в отношениях с другими лицами. В этом случае органы опеки и попечительства обязаны назначить представителя для защиты прав и интересов детей (п.2 ст.64 СК РФ).

Если ребенок устроен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты, защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию учреждения. Даже временное пребывание ребенка в подобного рода учреждениях обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и интересов. При невозможности вернуть ребенка в семью или незамедлительно устроить его в другую семью либо в одно из детских воспитательных учреждений защита прав и интересов несовершеннолетнего временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Защищает права и законные интересы ребенка и прокурор, во-первых, осуществляя надзор за тем, как они соблюдаются, прежде всего, управомоченными на то органами, во-вторых, принимая непосредственное участие в делах, связанных с защитой прав детей.

Споры, связанные с воспитанием детей, рассматривает суд. При этом он вправе вынести определение в адрес любых государственных, муниципальных, общественных организаций, отдельных граждан, обязывающее проследить, например, как охраняются права детей, оказать им посильную и возможную помощь.

Ребенок может и сам (без ведома родителей или лиц их заменяющих) обращаться в уполномоченные органы о защите своих прав. Гарантия и исполнение такого права необходимо в целях защиты несовершеннолетнего от всякого рода злоупотреблений со стороны родителей, которые недобросовестно, а порой во вред ребенку исполняют свои обязанности по уходу и содержанию его. Органы опеки и попечительства обязаны выслушать несовершеннолетнего, ознакомиться с его просьбой и принять необходимые меры для помощи. С просьбой о защите своих прав ребенок может обратиться также в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центр экстренной психологической помощи по телефону и др. Ребенок может обратиться за защитой и к прокурору.

Несовершеннолетнему дается право обращаться самостоятельно по достижении 14 лет в суд, стать участником гражданского процесса. Но даже достигшему 14 лет несовершеннолетнему нельзя выступать в роли истца по делу о лишении родительских прав, ограничении родительских прав. Исключение составляет отмена усыновления по просьбе усыновленного, достигшего возраста 14 лет.

Во многом проблема того, что дети, будучи ущемляемы в правах в семье не обращаются за помощью заключается в том, что несовершеннолетние не знают куда и по какому вопросу они могут обращаться. Для этого необходимо вводить в образовательных и воспитательных учреждениях курсы (уроки, ликбезы, консультации) по ознакомления детей с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье, освещение в средствах массовой информации прецедентов — процессов над гражданами (в том числе родителями), нарушающими права детей как в семье, так и в образовательных (дошкольных, школьных) и иных (лечебных, исправительно-трудовых) учреждениях.

Кроме того, все должностные лица или граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, обязаны незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства. Такая норма предполагает высокое правовое сознание всего населения страны, внимание к ближнему, чувство справедливости и ответственности за уязвимых и нуждающихся в защите социальных групп, к которым, безусловно, относятся дети.

В целях улучшения положения детей в России было принято одноименное Постановление Правительства РФ9, в котором утверждался целый ряд программ, направленных на поддержку семьи, материнства и детства: «Дети Севера», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Подобные программы продолжают действовать и сейчас, но, надо признать, что усилия, осуществляемые государством, часто малоэффективны, а потому необходимо выработать и обеспечить реализацию «посемейной» государственной политики, обеспеченной должным финансированием. Общество должно осознать, что именно семья является оплотом в воспитании патриотизма, любви и уважения к Родине и ее истории. Оно ответственно за социальную и нравственную безопасность семьи.

Организации по защите прав ребенка

Если нарушены права ребенка, то он может сам обратиться за защитой в местные органы опеки и попечительства, а после 14-ти лет, и в суд.

Узнав о фактах угрозы жизни и здоровью ребенка, обычные граждане или должностные лица обязаны поставить в известность органы опеки и попечительства, которые в свою очередь должны принять необходимые меры исходя из конкретных обстоятельств дела.

В большинстве случаев, всей работой ведает один единственный специалист — инспектор по охране детства. Федеральная норма, по которой один специалист положен на пять тысяч несовершеннолетних, позволяет выполнить только самую неотложную работу.

Приведенный выше перечень государственных органов, призванных защищать права детей, далеко не полный. На деле разрешить детские проблемы помогают и другие службы, количество которых постоянно растет.

Это социальная помощь семье и детям, психолога – педагогическая помощь населению, экстренная психологическая помощь (в том числе и анонимная) по телефону, центр социальной реабилитации подростков, центр помощи детям — сиротам и др.

Во многих регионах активно работают общественные организации по содействию защите правовых интересов детей.

Где находится комитет по защите прав ребенка?

• обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

•правовое просвещение в области защиты прав ребенка;

•запросы и получение в установленном порядке необходимых сведений, документов и материалов от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

•беспрепятственное посещение федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций;

•проведение самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

•направление в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

•привлечение в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе

+7 (499) 251 — 77 — 40

Консультации по телефону предоставляются:

с понедельника по четверг с 9:00-12:-00 и с 13:00-18:00

в пятницу с 9:00-12:-00 и с 13:00-16:45

Телефон: +7 (499) 251-41-40

Факс: +7 (495) 221-70-66

Бунимович Евгений Абрамович

Информация о приеме:

119019, г. Москва, Новый Арбат, 15, 10 этаж

Порядок приема граждан:

Понедельник 10.00 – 13.00, среда 14.00 – 17.00

Андреева Валерия Юрьевна

Адрес: Московская область

Информация о приеме:

Адрес: 127006, г. Москва, ул. Садовая-Триумфальная, д. 10/13, строение 1

Порядок приема граждан: Каждый понедельник с 14.00

Рекомендуем к прочтению: Усыновление удочерение детей условия и порядок усыновления ребенка

Адреса по г. Москва: ссылка

Адреса по Московской области: ссылка

Разрешается републикация материалов в Интернете с обязательным указанием прямой ссылки на «Moscow FAQ»

Куда обратиться за защитой прав детей

Органы, осуществляющие защиту прав несовершеннолетних:

Председатель комиссии: Печатников Леонид Михайлович — заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития.

Ответственный секретарь комиссии: Котов Юрий Борисович, т/ф (495) 633-65-77.

Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве: Бунимович Евгений Абрамович.

Почтовый адрес:119019, ул. Новый Арбат, д.15, а/я 49. Тел. (495) 957-05-85 (в рабочее время). Факс:(495) 957-05-99. E-mail: info@ombudsman.mos.ru.

Городской центр профилактики безнадзорности, преступности среди несовершеннолетних «Дети улиц» (консультирование, информирование несовершеннолетних): т/ф 8-499-978-35-42.

Единый общероссийский номер детского телефона доверия: 8-800-2000-122 (круглосуточно)

Московская служба психологической помощи населению: 051 (круглосуточно).

Единая диспетчерская служба социальной помощи детям и их родителям Департамента социальной защиты населения города Москвы: 8-499- 975-27-50.

Городская круглосуточная мобильная служба по оказанию экстренной социальной помощи несовершеннолетним: 8-926-211-11-40.

Горячая линия Департамента социальной защиты населения города Москвы по решению проблем беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних: 8- 499-201-06-50 (в рабочее время).

Горячая линия Департамента социальной защиты населения города Москвы по вопросам оказания социально-психологической помощи детям и семьям мигрантов, находящихся в трудной жизненной ситуации: 8-499-201-59-47 (в рабочее время).

Детский телефон доверия Департамента образования города Москвы: (495) 624-60-01 (круглосуточно).

Горячая линия Департамента семейной и молодежной политики города Москвы: 8-499-722-07-26 (9:00-21:00).

Телефон доверия Управления госнаркоконтроля по городу Москве: (495) 316-86-55 (круглосуточно).

Уголовная ответственность

Защита прав ребенка в семье находится под контролем УК. В ст. 156, в частности, устанавливается полная уголовная ответственность за уклонение от выполнения обязанностей по воспитанию, если данное деяние сопровождается жестоким обращением с малолетним. Последнее может быть выражено в непредоставлении питания, систематическом унижении, нанесении побоев, издевательстве, запирании на долгое время в одиночестве в помещении. Защита прав детей возложена на органы попечительства и опеки при районных администрациях, инспекцию ПДН при РОВД, прокуратуру (в частности, на помощника прокурора, уполномоченного осуществлять эту деятельность), КДН.

При неисполнении либо ненадлежащем выполнении обязанностей, связанных с воспитанием, родителем и прочим лицом, на которое они возлагаются, равно как и педагогом и иным сотрудником образовательного лечебного, воспитательного и другого учреждения, которое должно осуществлять надзор, если эти действия сопровождаются жестоким обращением, предусмотрена ответственность. В частности, может быть наложен штраф от 50 до 10 МРОТ, ограничена свобода на период до 2 лет с лишением возможности занимать ту или иную должность или выполнять определенную деятельность на протяжении трех лет либо без него. Жестокое обращение, в том числе психическое и физическое насилие, покушение на половую неприкосновенность малолетнего выступают в качестве основания для лишения родительских прав. Данное положение установлено в ст. 69 Семейного кодекса.

Деятельность ОВД

Органы ВД принимают участие в принудительном исполнении решений, касающихся розыска лиц, которые уклоняются от исполнения постановлений суда, связанных с воспитанием детей. В задачи сотрудников ОВД входит также проведение индивидуально-профилактической работы с родителями, которые не выполняют или исполняют ненадлежащим образом свои обязанности по обучению, воспитанию, содержанию малолетних. Должностные лица участвуют в обнаружении фактов нарушений и ущемлений свобод ребенка в семье. При необходимости сотрудники подготавливают дела по ограничению и лишению родительских прав.

Защита прав детей в РФ также обеспечивается специальной Комиссией. В ее обязанности входит:

  • Предъявление иска в суд по поводу ограничения или лишения родительских прав.
  • Принятие мер по восстановлению и защите интересов детей, выявление и устранение условий и причин, которые способствуют их беспризорности и безнадзорности.
  • Подготовка сведений, предоставляемых в судебный орган по вопросам, касающимся обеспечения свобод малолетних.
  • При необходимости организация контроля над условиями содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних.

Приоритетные направления

В судебном порядке защита прав касается случаев нарушений, имеющих место в семье, если возникает спорная ситуация. Обеспечение сохранности свобод малолетних, особенно утративших попечение родителей, относится к сфере деятельности соответствующих органов. В связи с этим в качестве приоритетного направления сегодня выступает административная защита. Именно органы попечительства и опеки уполномочены государством на исполнение этих функций. Реализовываться задачи могут по-разному, в соответствии с той либо иной ситуацией.

В качестве важнейшей предпосылки для обеспечения защиты прав детей этими органами выступает их тесный контакт с КДН, ОВД, прокуратурой и прочими общественными и государственными институтами. Следует признать, что большинство нормативных актов, регулирующих данную сферу, преимущественно направлены на определение роли ведомств и установление границ их компетенции. В связи с этим усиливаются межведомственные барьеры, борьба за бюджетные средства, при том что механизм влияния и ответственность этих органов за неисполнение ими своих функций не прописан.

Кто такой уполномоченный по правам ребенка?

В рамках работы комитета была учреждена специальная должность – Уполномоченный по правам ребенка (УППР). Увы, но, деятельность уполномоченного не зафиксирована на федеральном уровне и контроль по данному вопросу возлагается исключительно на региональные законодательные акты. Более того, в отдельных краях и областях государства, ответственное лицо работает на общественных началах или в качестве сотрудника исполнительного органа власти.

Наибольшую независимость такая структура приобретает в том случае, когда действует как отдельный орган, призванный со стороны оценивать степень госучастия в сфере защиты прав несовершеннолетних граждан. В отдельных случаях наблюдается «поглощение» данной структуры такими учреждениями, как трудовой инспекцией или органом соцзащиты. Такой вариант не допустим, поскольку не позволяет исполнять УППР свои обязанности в полном объеме.

Перед представителем по правам ребенка ставятся такие задачи, как:

  • обеспечение защиты прав малышей и содействие по их восстановлению;
  • организация мероприятий, направленных на обеспечение правовой информированности детей и взрослых;
  • направление запросов в разные организации и предприятия;
  • получение необходимых материалов и информации на любом уровне;
  • беспрепятственное посещение любых организаций и проведение необходимых проверок;
  • · привлечение экспертов направление в исполнительные органы власти заявлений от лица ребенка о нарушении его прав.

Порядок обращения в уполномоченную организацию

Ребенок имеет право сам обратиться за помощь в органы опеки по месту своего проживания, если ему исполнилось 14-ть лет. Также, он может подать заявление в судебную инстанцию.

Если речь идет о малыше, не старше указанного возраста, то сообщить о правонарушении в отношении ребенка обязаны должностные лица или граждане, которые стали свидетелями такого события.

Права ребенка в России защищают сразу несколько организаций. Одной из таких считается Комитет по защите прав ребенка. Данный орган должен действовать как отдельный, независимый механизм и обеспечивать полноценную защиту для несовершеннолетних граждан.

+7 (812) 627-14-95 (Санкт-Петербург)

8 (800) 777-08-62 доб. 225 (вся Россия)

Если права нарушает сама уполномоченная, которая стоит на стороне против матери. В 2015 году она отобрала у матери,не лишённой родительских прав, ребёнка и отдала на воспитание отцу. Потом, когда решением суда ребёнка вернули матери и сам ребёнок изъявил желание проживать с матерью(девочке 11 лет), она начала третировать своими бесконечными требованиями, проверками.Имеем ли мы право отказаться от её проверок и требовать независимую комиссию.

Я лично тоже не понимаю всей сути этих комитетов. С мужем я в разводе, и у нас был конфликт по поводу свиданий отца с ребенком, и он натравлял на меня комитет по защите прав ребенка, но скажу вам честно, они почему-то защищали права папы, а на ребенка им было все равно! Один раз они приехали, а ребенок улаживался спать на обед, так они начали требовать чтобы я прям сейчас и ни минутой позже вынесла ребенка папе, сонного ребенка! И какая же тут защита ребенка?

8 (800) 777-08-62 доб. 225 — бесплатный, вся Россия

Ребенок имеет право сам обратиться за помощь в органы опеки по месту своего проживания, если ему исполнилось 14 лет. Также он может подать заявление в судебную инстанцию.

Если речь идет о малыше не старше указанного возраста, то сообщить о правонарушении в отношении ребенка обязаны должностные лица или граждане, которые стали свидетелями события.

Помимо сообщения, они обязаны предпринять определенные меры по устранению негативного влияния на малыша с учетом конкретной ситуации. Чаще всего всей работой в этом направлении руководит инспектор по охране детства. Дополнительную помощь оказывают другие организации, например, социальный психолог или педагог, центры соцреабилитации.

Права ребенка в России защищают сразу несколько организаций. Одной из таких считается Комитет по защите прав ребенка. Данный орган должен действовать как отдельный независимый механизм и обеспечивать полноценную защиту несовершеннолетних граждан.

Защита материнства, детства и семьи

Охрана материнства и детства означает, во-первых, отношение к ним как к социальной ценности, во-вторых, создание социально-экономических предпосылок для полноценного материнства, здорового детства, в-третьих, защиту в случае нарушения прав матери и ее ребенка.

Государственная поддержка материнства предусмотрена статьей 7 Конституции РФ. Особое значение имеют социально-экономические, правовые, идеологические гарантии прав женщины в период ее беременности, а также в первые годы жизни ребенка, когда мать и дитя составляют одно целое, а от здоровья женщины, условий ее жизни зависит физическое, психическое состояние ее потомства, его качество. Не случайно пункт 2 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь». Поэтому статья 23 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан специально посвящается правам беременных женщин и матерей.

В охране материнства важная роль принадлежит трудовому праву. КЗоТ содержит правила, призванные охранять здоровье женщины (статьи 160-163); беременной женщины (статьи 164-166); работающей матери, имеющей малолетних детей (статья 167). Один из главных способов охраны материнства — предоставление работающей женщине возможности самой осуществлять уход за своим ребенком, если он не достиг трех лет, с выплатой ей за первые полтора года его жизни пособия по государственному страхованию, а за период с полутора до трех лет — денежной компенсации. Этой же цели служит и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), выплачиваемое в соответствии со статьями 9 и 10 Федерального закона от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Положением «О порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей».

Призваны охранять материнство и органы здравоохранения. Этому служат система доступной и бесплатной медицинской помощи беременным женщинам, роженицам, учреждения для временного проживания беременных женщин, матерей с детьми, несовершеннолетних матерей, меры по обеспечению их правовой и психологической поддержки, социальному устройству.

Семейный кодекс содержит лишь общие положения относительно охраны материнства (пункт 1 статьи 1, определяющий основные начала семейного законодательства). Вместе с тем статья 17 этого Кодекса не позволяет мужу без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка.

Детство — особый этап в жизни человека. Наиболее важным в развитии ребенка является раннее детство (с рождения и ориентировочно до трех лет), когда закладывается фундамент физического и психического здоровья человека. Во многом оно зависит и от условий внутриутробного развития плода. Вот почему оба этих периода — предмет повышенной заботы со стороны государства, органов здравоохранения.

Охрана детства осуществляется не только с помощью трудового законодательства и законодательства о здравоохранении. Особое место здесь занимают меры по оздоровлению окружающей среды, устранению негативных последствий экологических катастроф и стихийных бедствий, предупреждению опасного влияния на генеративную функцию (функция воспроизводства человека), с тем чтобы не допустить рождения больных и ослабленных детей, детей-инвалидов.

Охране детства способствуют и нормы семейного права. Во-первых, они предусматривают право ребенка любого возраста на защиту (пункт 1 статьи 56 Семейного кодекса РФ); во-вторых, обязывают родителей заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (пункт 1 статьи 63 Семейного кодекса РФ); в-третьих, содержат правовые гарантии материального обеспечения несовершеннолетних детей их родителями (статьи 80-84 Семейного кодекса РФ); в-четвертых, обязывают родителей участвовать в дополнительных расходах на ребенка при наличии исключительных обстоятельств — тяжелой болезни, увечья и др. (статья 86 Семейного кодекса РФ); в-пятых, позволяют лишать родителей родительских прав, ограничивать родительские права по суду, отбирать ребенка в административном порядке, если его жизни, здоровью угрожает опасность (статьи 69-77 Семейного кодекса РФ).

Согласно пункту 3 статьи 16 Всеобщей декларации прав человека, семья — естественная и основная ячейка общества — имеет право на защиту со стороны общества и государства.

Защита (охрана) семьи государством состоит в создании социально-экономических предпосылок существования здоровой, потенциально прочной семейной общности, способной удовлетворить потребности образующих ее лиц. Государство охраняет семью, определяя основные направления семейной политики (обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, увеличение помощи малоимущим семьям, обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, кардинальное улучшение охраны здоровья семьи, усиление помощи семье в воспитании детей).

Следует отметить, что Постановлением Правительства от 27 июля 1996 г. утверждена федеральная целевая программа «Развитие социального обслуживания семьи и детей на 1997-1998 годы», которая предполагает решение ряда принципиально важных вопросов в данной сфере жизни.

Семейный кодекс РФ охраняет семью путем защиты прав ее членов. Согласно статье 8 этого Кодекса, защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а также государственными органами или органами опеки и попечительства.

Одно из главных назначений семьи — создание условий для нормального развития и надлежащего воспитания детей. Эта задача выполняется прежде всего родителями. Как записано в пункте 1 статьи 18 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., «наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы». Забота включает все виды внимания к детям, их насущным потребностям, интересам. Однако в одних случаях проявление заботы о детях диктуется нравственными нормами, в других — предписывается нормами права, прежде всего семейного (статьи 63,64,65,80 Семейного кодекса РФ). Что же касается детей, достигших совершеннолетия, то родители обязаны содержать тех, кто нетрудоспособен и нуждается в помощи (статья 85 Семейного кодекса РФ).

Забота о детях, их воспитании — долг обоих родителей, даже если их не связывают брачные узы. Но при отсутствии брака, когда отцовство не установлено в добровольном или судебном порядке, эта забота носит характер нравственной заповеди. При наличии брака родителей государство гарантирует равенство родительских прав и обязанностей, что закреплено в статье 61 Семейного кодекса РФ. В особо сложных случаях, если родители ребенка вместе не проживают и находятся в конфликтных отношениях, право отдельно проживающего родителя на общение со своим ребенком обеспечивается статьей 66 Семейного кодекса. Такая же норма содержится в пункте 3 статьи 9, пункте 2 статьи 19 Конвенции ООН о правах ребенка.

Сохранение преемственности в передаче общечеловеческих ценностей от одного поколения к другому предполагает, что на смену заботе родителей о своих детях приходит забота достигших совершеннолетия трудоспособных детей о своих родителях. Под этим подразумевается всяческая не только материальная, но и моральная поддержка родителей, особенно нетрудоспособных, внимание к их проблемам и интересам, что зависит прежде всего от личностных качеств повзрослевших детей, от их воспитания, наличия или отсутствия чувства долга по отношению к близким, словом, от тех нравственных установок, которые они усвоили с детства. Что же касается материального обеспечения нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей, то оно предусмотрено статьей 87 Семейного кодекса РФ. Кроме того, согласно пункту 1 статьи 88 Семейного кодекса РФ, при отсутствии заботы совершеннолетних детей о нетрудоспособных родителях и при наличии исключительных обстоятельств (тяжкой болезни, увечья родителя, необходимости оплаты постороннего ухода за ним и т.п.) совершеннолетние дети могут быть привлечены судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами. Однако они могут быть освобождены от обязанностей по содержанию своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей, участию в дополнительных на них расходах, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей (пункт 5 статьи 87, пункт 2 статьи 88 Семейного кодекса РФ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *