Реорганизация бюджетных учреждений

Формы реорганизации бюджетного учреждения.

Форма реорганизации

Описание правопреемства

Вид правопреемства

Слияние

Права и обязанности каждого из учреждений переходят к вновь возникшему учреждению

Универсальное

Присоединение

К учреждению переходят права и обязанности присоединенного учреждения

Универсальное

Разделение

Права и обязанности разделяемого учреждения переходят к вновь возникшим учреждениям в соответствии с передаточным актом

Сингулярное

Выделение

При выделении из состава учреждения одного или нескольких учреждений к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного учреждения в соответствии с передаточным актом

Сингулярное

Преобразование

При преобразовании учреждения в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности учреждения в отношении других лиц не изменяются

Универсальное*

* Хотя в п. 6 ст. 17 Закона об НКО указано, что при преобразовании некоммерческой организации к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной организации в соответствии с передаточным актом, правопреемство, которое имеет место при преобразовании юридического лица, относится к числу универсальных (п. 5 ст. 58 ГК РФ). Дополнительно см. Постановление ФАС ВВО от 23.11.2006 по делу № А43-2804/2006-2-55.

Судебная практика. Бюджетное учреждение было реорганизовано путем присоединения к нему нескольких других БУ. Одно из присоединяемых учреждений не указало в передаточном акте сумму долга по фактически принятым строительным работам на том основании, что договор являлся незаключенным. Как указал суд, правопреемство при реорганизации юридического лица в форме присоединения всегда является универсальным и в силу этого имеет место перемена должника в спорном денежном обязательстве.

К бюджетному учреждению может присоединиться не только другое БУ, но и учреждение иного типа.

Действующим законодательством не запрещено участие в реорганизации учреждений различного типа. Это означает, что к БУ может присоединиться не только другое БУ, но и учреждение иного типа. На такую возможность указывает п. 9 Порядка 539, регулирующий отдельные случаи реорганизации федерального учреждения: разделение, выделение, слияние, если возникшее при этом юридическое лицо является федеральным казенным учреждением, или присоединение федерального бюджетного или автономного учреждения к казенному. Аналогичная практика существует на региональном и местном уровнях. Например, Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 10.06.2016 № 166-пп утверждена реорганизация путем слияния областного государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» и областного государственного автономного учреждения «Детский оздоровительный центр «Солнечный»; Постановлением администрации г. Вологды от 13.10.2017 № 1185 – реорганизация бюджетного учреждения «Физкультурно-спортивный центр города Вологды» путем присоединения к нему муниципального автономного учреждения «Центр спортивной подготовки».

Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом. Следует отметить, что преобразование как форма реорганизации не предусмотрено для федеральных учреждений. На региональном и местном уровне примеры преобразования БУ немногочисленны. Например, муниципальное бюджетное учреждение Благовещенска «Дорожно-эксплуатационное управление» было преобразовано в муниципальное казенное предприятие Благовещенска «Дорожно-эксплуатационное управление», что подтверждается записью в ЕРГЮЛ (ОГРН 1122801006800).

Судебная практика. В арбитражном порядке было признано недействительным Постановление главы администрации муниципального образования город Сосногорск от 15.06.2004 № 885 о реорганизации муниципального учреждения «Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства города Сосногорска» путем его преобразования в ООО «Взаимодействие». Суд указал на отсутствие в действующем законодательстве такого способа приватизации, как преобразование государственного или муниципального учреждения в коммерческую организацию.

Государственное или муниципальное учреждение нельзя преобразовать в коммерческую организацию.

Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией (п. 1 ст. 17.1 Закона об НКО). Поэтому если БУ становится казенным или автономным учреждением, это является не преобразованием, а изменением типа учреждения учреждениям следует:

  • в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации сообщить в письменной форме в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о ее форме, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более учреждений такое уведомление направляется учреждением, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным в решении о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что учреждение (учреждения) находится (находятся) в процессе реорганизации;
  • после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц размещать уведомление о реорганизации в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц. В уведомлении указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации учреждении, ее форма, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом;
  • в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в письменной форме уведомить известных учреждению его кредиторов. Кредитор учреждения, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации учреждения, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым учреждением. Предъявление кредиторами требований не является основанием для приостановления процедуры реорганизации учреждения.

Какую отчетность подготовить и какие расчеты произвести при реорганизации?

Порядок формирования бухгалтерской отчетности при реорганизации установлен разд. III Инструкции № 33н. В случае реорганизации такая отчетность формируется и представляется на дату проведения реорганизации в следующем составе:

  • разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830);
  • справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);
  • справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);
  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738);
  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
  • отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723);
  • пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760).

Утвержденная учредителем или органом исполнительной власти, принявшим решение о реорганизации учреждения, бухгалтерская отчетность представляется органу власти по новой в результате реорганизации учреждения ведомственной подчиненности.

Данные, отраженные в отчетности реорганизуемого учреждения, должны быть подтверждены инвентаризацией активов и обязательств.

В текстовой части пояснительной записки к балансу учреждения раскрываются сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого учреждения в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые в суде, а также иная информация, существенная для учредителя, соответствующего финансового органа, характеризующая показатели деятельности реорганизуемого субъекта отчетности за отчетный период.

Реорганизуемые учреждения обеспечивают выполнение приемопередаточных процедур, в том числе передачу показателей, отражаемых на лицевых счетах, открытых учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства по месту обслуживания, в соответствии с п. 113 Порядка № 21н. При закрытии лицевого счета в связи с реорганизацией учреждения передача показателей, отраженных на закрываемом лицевом счете, осуществляется на основании акта приемки-передачи показателей лицевого счета, открытого БУ (код формы по КФД 0531961).

Подробно об отражении процедур реорганизации федеральных учреждений в бухгалтерском учете и отчетности учреждений говорится в Письме Минфина РФ от 16.06.2003 № 03-01-01/08-176.

Передаточный акт и разделительный баланс.

По завершении расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания реорганизационных мероприятий составляется передаточный акт или разделительный баланс по реорганизуемому учреждению на установленную учредителем дату реорганизации.

Передаточный акт или разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного учреждения в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого учреждения, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ).

Судебная практика. При правовой оценке передаточного акта с недостоверными сведениями суд указал следующее. Передаточный акт хотя и имеет важнейшее значение, поскольку по нему определяется состав прав и обязанностей, но не является правоустанавливающим документом в том смысле, что без этого документа (или при его неполноте) нет перехода соответствующего права или обязанности. Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного учреждения влекут отказ в государственной регистрации учреждений, создаваемых в результате реорганизации.

В другой ситуации слияние двух учреждений едва не закончилось признанием недействительной государственной регистрации реорганизованного БУ. Поводом для обжалования слияния стало неотражение в передаточном акте задолженности одного из кредиторов (Постановление ФАС МО от 14.06.2005 № КГ-А40/4978-05-1,2).

* * *

В заключение рекомендуем руководителям БУ при подготовке к проведению реорганизации:

  • изучить федеральное и иное законодательство (в соответствии с подведомственностью), регулирующее вопросы реорганизации;
  • перенять положительный опыт учреждений, прошедших через реорганизационные мероприятия;
  • провести мониторинг судебной практики, чтобы не допустить признания решения о реорганизации недействительным;
  • по возможности снизить число дебиторов и кредиторов, урегулировать спорные задолженности.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539.

Постановление ФАС ЗСО от 01.12.2010 по делу № А75-5785/2009.

Постановление ФАС ВВО от 12.10.2005 № А29-1240/2005А.

К сведению руководителей БУ: нормативные акты регионального и местного уровня допускают, что инициатором смены типа учреждения может выступать оно само (см., например, Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений Великого Новгорода, а также утверждения уставов муниципальных учреждений Великого Новгорода и внесения в них изменений, утв. Постановлением администрации г. Великого Новгорода от 29.12.2010 № 5662).

Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Регистрирующим органом выступает Федеральная налоговая служба (Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 № 319).

Форма уведомления приведена в приложении 3 к Приказу ФНС РФ от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Специализированным СМИ, в котором российские организации публикуют сообщения о юридически значимых событиях, является журнал «Вестник государственной регистрации».

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н. С 06.01.2019 действует новая редакция п. 77 и 78, регулирующих вопросы реорганизации. Начало действия редакции – с отчетности за 2018 год (Приказ Минфина РФ от 30.11.2018 № 243н).

Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утв. Приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 № 21н.

Дополнительно см. Письмо Минфина РФ № 09-07-08/26557, Федерального казначейства № 07-04-05/05-392 от 28.04.2017.

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 по делу № А75-5785/2009.

Руководитель бюджетной организации, №3, 2019 год

22. Реорганизация бюджетного учреждения

  • •1. Изменения законодательства по государственным закупкам
  • •1.1. Размещение заказа у единственного поставщика
  • •1.2. Участие в госзаказе через представителя
  • •1.3. Цена контракта
  • •1.4. Требования к участникам размещения заказа
  • •1.5. Размещение заказа у субъектов
  • •1.6. Указание в документации на товарные знаки
  • •1.7. Порядок подачи заявок на участие в конкурсе
  • •1.8. Выполнение поисковой научно-исследовательской работы
  • •1.9. Комиссии по размещению заказов
  • •1.10. Открытый аукцион в электронной форме
  • •1.11. Запрос котировок
  • •2. Классификация операций
  • •2.1. Общие положения бюджетной классификации рф
  • •2.2. Группа 100 «Доходы»
  • •2.2.1. Статья 110 «Налоговые доходы»
  • •2.2.2. Статья 120 «Доходы от собственности»
  • •2.2.3. Статья 130 «Доходы от оказания платных услуг»
  • •2.2.4. Статья 140 «Суммы принудительного изъятия»
  • •2.2.5. Статья 150 «Безвозмездные поступления от бюджетов»
  • •2.2.6. Статья 160 «Взносы на социальные нужды»
  • •2.2.7. Статья 170 «Доходы от операций с активами»
  • •2.2.8. Статья 180 «Прочие доходы»
  • •2.3. Группа 200 «Расходы»
  • •2.3.1. Статья 210 «Оплата труда и начисления
  • •2.3.2. Статья 220 «Оплата работ, услуг»
  • •2.3.3. Статья 230 «Обслуживание государственного
  • •2.3.4. Статья 240 «Безвозмездные перечисления организациям»
  • •2.3.5. Статья 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам»
  • •2.3.6. Статья 260 «Социальное обеспечение»
  • •2.3.7. Статья 290 «Прочие расходы»
  • •2.4. Группа 300 «Поступление нефинансовых активов»
  • •2.4.1. Статья 310 «Увеличение стоимости основных средств»
  • •2.4.2. Статья 320 «Увеличение стоимости
  • •2.4.3. Статья 330 «Увеличение стоимости
  • •2.4.4. Статья 340 «Увеличение стоимости
  • •2.5. Группа 500 «Поступление финансовых активов»
  • •2.6. Группа 600 «Выбытие финансовых активов»
  • •2.7. Группа 700 «Увеличение обязательств»
  • •2.8. Группа 800 «Уменьшение обязательств»
  • •3. Составление годовой бюджетной отчетности
  • •3.1. Общие требования к составлению отчетности
  • •3.2. Представление бюджетной отчетности
  • •3.2.1. Заполнение отдельных отчетных форм
  • •3.2.2. Согласование показателей отчетных форм
  • •4. Сметы доходов и расходов
  • •4.1. Бюджетная смета
  • •4.2. Внебюджетная смета
  • •4.2.1. Общие положения о составлении внебюджетной сметы
  • •4.2.2. Представление внебюджетной сметы в офк
  • •4.3. Смета по средствам, поступающим в доход бюджета
  • •4.4. Составление смет в учреждениях
  • •4.5. Составление внебюджетной сметы в учреждениях культуры
  • •5. Основные изменения в бюджетном учете
  • •5.1. Общие положения
  • •5.2. Нефинансовые активы
  • •Вопрос 2: исходя из какой стоимости (балансовой или остаточной) следует определять годовую сумму амортизационных отчислений?
  • •5.3. Финансовые активы
  • •5.4. Обязательства
  • •5.5. Санкционирование расходов бюджетов
  • •5.6. Централизованные поставки
  • •5.7. Забалансовый учет
  • •5.8. Общие положения по переносу остатков
  • •6. Централизованное снабжение материальными ценностями
  • •6.1. Отражение операций
  • •6.2. Отражение операций в учете грузополучателя
  • •6.3. Отражение операций по отправке возвратной тары
  • •6.4. Особенности учета материальных ценностей
  • •6.5. Особенности централизованного снабжения
  • •7. Санкционирование расходов бюджетов
  • •7.1. Порядок доведения бюджетных ассигнований
  • •7.1.1. Правила доведения (изменения) бюджетных данных
  • •7.1.2. Требования к бюджетным данным
  • •7.1.3. Детализация бюджетных данных
  • •7.1.4. Детализация бюджетных данных
  • •7.1.5. Контроль со стороны Федерального казначейства
  • •7.1.6. Временные бюджетные данные
  • •7.1.7. Отзыв бюджетных данных
  • •7.1.8. Дополнительное бюджетное финансирование
  • •7.1.9. Порядок сокращения лимитов бюджетных обязательств
  • •7.2. Порядок учета бюджетных обязательств
  • •7.2.1. Учет бюджетных обязательств
  • •7.2.2. Порядок учета бюджетных обязательств
  • •7.2.3. Представление информации о бюджетных обязательствах
  • •7.3. Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств
  • •7.4. Бюджетный учет санкционирования расходов
  • •7.4.1. Учет лимитов бюджетных обязательств
  • •7.4.2. Бюджетные ассигнования
  • •7.4.3. Корреспонденция счетов по доведению, детализации
  • •7.4.4. Принятые обязательства
  • •7.4.5. Перенос остатков по счетам санкционирования расходов
  • •7.5. Санкционирование расходов за счет средств
  • •7.5.1. Сметные назначения по приносящей доход деятельности
  • •7.5.2. Принятие обязательств
  • •8. Администрирование поступлений в бюджет
  • •8.1. Порядок администрирования доходов бюджета
  • •8.2. Бюджетный учет операций по администрированию доходов
  • •9. Основные средства
  • •9.1. Объекты учета
  • •9.2. Поступление основных средств
  • •9.3. Списание (выбытие) основных средств
  • •9.4. Амортизация основных средств
  • •9.5. Переход на новые положения
  • •9.5.1. Основные средства стоимостью от 1000 до 3000 рублей
  • •9.5.2. Основные средства стоимостью
  • •9.5.3. Операции по списанию основных средств
  • •9.5.4. Перевод остатков в части амортизации,
  • •9.6. Библиотечный фонд
  • •9.6.1. Переходные положения по начислению амортизации
  • •9.6.2. Срок полезного пользования объектами
  • •9.7. Периодическая литература
  • •9.8. Излишки основных средств
  • •9.9. Учет музыкальных инструментов
  • •9.10. Учет сценическо-постановочных средств
  • •9.11. Учет спортивного инвентаря
  • •9.11.1. Приобретение спортивного инвентаря
  • •9.11.2. Получение спортивного инвентаря
  • •9.12. Учет специальных (военных) средств
  • •9.13. Учет наградного оружия
  • •10. Нематериальные активы
  • •10.1. Объекты учета
  • •10.2. Исключительное право на результат
  • •10.2.1. Договор об отчуждении исключительного права
  • •10.2.2. Лицензионный договор
  • •10.3. Создание нематериального актива собственными силами
  • •10.4. Принятие к учету нематериального актива,
  • •10.5. Амортизация нематериальных активов
  • •10.6. Переход на новые положения по амортизации
  • •10.6.1. Нематериальные активы стоимостью
  • •10.6.2. Нематериальные активы стоимостью
  • •11. Непроизведенные активы
  • •11.1. Поступление непроизведенных активов
  • •11.2. Выбытие непроизведенных активов
  • •11.3. Непроизведенные активы имущества казны
  • •12. Материальные запасы
  • •12.1. Виды материальных запасов
  • •12.2. Учет спецоборудования для выполнения ниокр
  • •12.2.1. Спецоборудование для выполнения ниокр
  • •12.2.2. Спецоборудование для выполнения ниокр
  • •12.3. Учет спортивной экипировки
  • •13. Учет имущества казны
  • •13.1. Состав имущества казны
  • •13.2. Порядок амортизации имущества казны
  • •13.3. Перенос остатков
  • •13.4. Поступление и выбытие имущества казны
  • •13.5. Существует ли особый порядок проведения
  • •13.6. Признается ли объектом обложения налогом
  • •13.7. Сдача имущества казны в аренду
  • •13.8. Дивиденды по акциям, находящимся в собственности
  • •13.9. Ндс с реализации имущества казны
  • •13.10. Земельный налог и имущество казны
  • •14. Лицевые счета бюджетных учреждений
  • •14.1. Виды новых лицевых счетов
  • •14.2. Порядок открытия лицевого счета
  • •14.3. Порядок ведения лицевых счетов
  • •14.3.1. Лицевой счет главного распорядителя
  • •14.3.2. Лицевой счет получателя бюджетных средств
  • •15. Денежные средства учреждения
  • •15.1. Общие положения
  • •15.2. Обеспечение наличными деньгами бюджетных учреждений
  • •15.2.1. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов
  • •15.2.2. Получение наличных денежных средств
  • •15.2.3. Внесение наличных денежных средств на лицевой счет
  • •15.2.4. Обеспечение наличными деньгами
  • •15.3. Применение ккт при осуществлении
  • •15.4. Правомерность применения Квитанции (ф. 0504510)
  • •15.5. Учет денежных документов
  • •15.6. Основные нарушения порядка ведения кассовых операций
  • •16. Финансовые вложения
  • •16.1. Депозиты и иные финансовые активы
  • •16.2. Акции и иные формы участия в капитале
  • •16.3. Облигации, векселя
  • •16.4. Вложения в финансовые активы
  • •16.5. Передача права пользования рид по лицензионному
  • •17. Учет активов и обязательств за балансом
  • •17.1. Общие положения забалансового учета
  • •17.2. Счет 01 «Основные средства в пользовании»
  • •17.3. Счет 02 «Материальные ценности,
  • •17.4. Счет 03 «Бланки строгой отчетности»
  • •17.4.1. Общие положения об учете бсо
  • •17.4.2. Новые формы театральных и кинобилетов
  • •17.5. Счет 04 «Списанная задолженность
  • •17.6. Счет 05 «Материальные ценности, оплаченные
  • •17.7. Счет 06 «Задолженность учащихся и студентов
  • •17.8. Счет 07 «Переходящие награды, призы,
  • •17.9. Счет 08 «Путевки неоплаченные»
  • •17.10. Счет 09 «Запасные части к транспортным средствам,
  • •17.11. Счет 10 «Обеспечение исполнения обязательств»
  • •17.12. Счет 11 «Государственные и муниципальные гарантии»
  • •17.13. Счет 12 «Спецоборудование для выполнения
  • •17.14. Счет 13 «Экспериментальные устройства»
  • •17.15. Счет 14 «Расчетные документы, ожидающие исполнения»
  • •17.16. Счет 15 «Расчетные документы, не оплаченные
  • •17.17. Счет 16 «Переплаты пенсий и пособий вследствие
  • •17.18. Счет 17 «Поступления денежных средств
  • •17.19. Счет 18 «Выбытия денежных средств
  • •17.20. Счет 19 «Невыясненные поступления
  • •17.21. Счет 20 «Списанная задолженность,
  • •17.22. Счет 22 «Материальные ценности, полученные
  • •17.23. Счет 23 «Периодические издания для пользования»
  • •18. Оплата труда и социальное страхование
  • •18.1. Новые системы оплаты труда
  • •18.2. Новые системы оплаты труда
  • •18.3. Новые системы оплаты труда в учреждениях культуры
  • •18.4. Новые системы оплаты труда в учреждениях спорта
  • •18.5. Оплата труда сотрудников милиции
  • •18.6. Порядок отражения операций по начислению
  • •18.7. Пособия по государственному социальному страхованию
  • •18.7.1. Пособие по временной нетрудоспособности,
  • •18.7.2. Пособие в связи с трудовым
  • •18.7.3. Государственные пособия гражданам, имеющим детей
  • •18.7.4. Социальное пособие на погребение
  • •18.7.5. Учет пособий, выплачиваемых за счет средств фсс
  • •19. Приносящая доход деятельность бюджетных учреждений
  • •19.1. Законодательство о приносящей доход
  • •19.2. Порядок осуществления операций
  • •19.2.1. Порядок оформления Генеральных разрешений
  • •19.2.2. Порядок оформления Разрешений
  • •19.3. Платежи в рамках приносящей доход деятельности
  • •19.4. Отражение операций по приносящей доход
  • •19.5. Распределение расходов между бюджетной и приносящей
  • •20. Сдача государственного и муниципального
  • •20.1. Заключение договора аренды недвижимого имущества
  • •20.2. Экспертная оценка последствий
  • •20.3. Стартовый размер арендной платы
  • •20.4. Налог на прибыль с доходов
  • •20.5. Отражение операций по сдаче имущества
  • •20.6. Учет коммунальных платежей
  • •21. Учет грантов
  • •21.1. Заключение договоров с победителями конкурса
  • •21.2. Налог на прибыль
  • •21.3. Бухгалтерский учет грантов
  • •22. Реорганизация бюджетного учреждения
  • •22.1. Общие положения
  • •22.2. Трудовые отношения с работниками
  • •22.3. Уплата налогов при реорганизации учреждения
  • •22.4. Заключительная отчетность
  • •23. Создание бюджетными учреждениями коммерческих обществ
  • •23.1. Уведомительный и разрешительный порядок
  • •23.2. Основной вид деятельности дочерних обществ
  • •23.3. Соучредители внедренческого общества
  • •23.4. Льготы для внедренческих обществ
  • •23.5. Рекомендации по применению
  • •23.6. Вопросы, которые необходимо решить…
  • •24. Основные изменения в главе 21 нк рф
  • •24.1. Налог на добавленную стоимость с авансов
  • •24.2. Ввоз технологического оборудования
  • •24.3. Выполнение смр для собственного потребления
  • •24.4. Расчеты неденежными средствами
  • •24.5. Реализация государственного
  • •24.6. Принятие решения по итогам камеральной проверки
  • •24.7. Электронные счета-фактуры
  • •25. Основные изменения в главе 25 нк рф
  • •25.1. Порядок начисления амортизации
  • •25.1.1. Линейный метод
  • •25.1.2. Нелинейный метод
  • •25.1.3. Плюсы и минусы «нового» нелинейного метода
  • •25.1.4. С линейного метода на нелинейный и обратно
  • •25.2. Амортизационная премия
  • •25.3. Неотделимые улучшения объектов ос,
  • •25.4. Повышающие и понижающие коэффициенты
  • •25.5. Расходы на обучение
  • •25.6. Суточные и полевое довольствие
  • •25.7. Расходы на ниокр с коэффициентом 1,5
  • •25.8. Программы для эвм стоимостью
  • •25.9. Расходы на дмс
  • •25.10. Компенсация затрат работников на жилье
  • •25.11. Основные изменения в главе 25 нк рф с 2010 года
  • •26. Единый социальный налог — 2009
  • •26.1. Единый социальный налог в 2009 году
  • •26.2. Страховые взносы с 2010 года
  • •26.2.1. Новые законы и изменения
  • •26.2.2. Что ждет спецрежимников в 2010 году?
  • •26.2.3. Новшества Федерального закона n 212-фз
  • •27. Основные изменения в гл. 23 нк рф
  • •27.1. Доходы, не подлежащие налогообложению
  • •27.2. Стандартные налоговые вычеты
  • •27.3. Социальные налоговые вычеты
  • •27.4. Имущественные налоговые вычеты
  • •28. Налог на имущество организаций
  • •28.1. Общие положения
  • •28.2. Определение налоговой базы
  • •28.3. Расчет налога на имущество
  • •29. Система налогообложения в виде единого налога
  • •29.1. Ветеринарные услуги
  • •29.2. Деятельность аптек
  • •29.3. Деятельность по предоставлению спортинвентаря,
  • •29.4. О представлении налоговой декларации
  • •30. Ревизии и проверки в 2009 году
  • •30.1. Ведомственный контроль
  • •30.2. Осуществление налогового контроля
  • •30.3. Проведение контрольных мероприятий пожарной

>Реорганизация учреждения

Виды реорганизации

Реорганизация возможна для разных видов учреждений: муниципального, образовательного, дошкольного, автономного и т.д. Согласно положениям ГК РФ, она осуществляется путем:

  • присоединения;
  • разделения;
  • выделения;
  • преобразования;
  • слияния.

Реорганизация бюджетного (медицинского, дошкольного учреждения и т. д.) в форме присоединения подразумевает ликвидацию этой организации как юрлица, но фактическое существование детского сада, школы, больницы либо другой компании не прекращается. Все активы, обязанности и права к той организации, с которой оно объединяется. Порядок реорганизации бюджетного, казенного и муниципального учреждения культуры, здравоохранения и образовательного заведения в форме присоединения предполагает:

  • укрупнение одного подразделения (отдела);
  • ликвидация иных, за счет их вливания в более крупные структуры.

Реорганизация путем присоединения бюджетного учреждения к автономному также возможна, ведь государство в этой ситуации только выигрывает.

В России существуют и автономные госучреждения. Они характеризуются максимальным уровнем финансово-хозяйственной независимости от государства и обладают большими возможностями самостоятельно зарабатывать на свое развитие и функционирование.

Реорганизация бюджетного учреждения в форме слияния — это объединение нескольких однотипных предприятий в одно с прекращением работы первоначальных. Создание происходит по договору и на основе передаточного акта.

Разделение также используется и в бюджетной сфере. Переход обязательств и имущества, находящегося на учете материнской организации, осуществляется вновь создаваемым юрлицом поровну либо в требуемых для каждого нового учреждения объемах по разделительному балансу. При этом первоначальная организация перестает существовать.

При выделении предприятие продолжает существовать. Новое юридическое лицо получает часть его активов, прав и обязанностей. Реорганизация учреждения в форме выделения ведется на основе разделительного баланса.

Преобразование подразумевает перерегистрацию предприятия в новую организационно-правовую форму. Оно изменяется с полным сохранением всех прав и обязательств.

Нормативная база

Федеральное бюджетное учреждение в процессе своей деятельности, в том числе реорганизации, руководствуется следующими нормативно-правовыми актами:

  • ГК РФ (ст. 57 и 58);
  • Федеральным законом РФ от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
  • Федеральным законом РФ от 08.08.2001 № 129-ФЗ;
  • Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539;
  • Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н и другими.

Порядок процедуры

Для каждого вида реорганизации предусмотрен определенный порядок действий. Общим для всех будет являться принятие решения о начале процедуры, уведомлении налоговых органов и кредиторов.

Принятие решения

Решение о структурной реорганизации федерального учреждения принимается Правительством РФ в порядке, аналогичном процедуре создания федерального учреждения. В отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ — высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта. В отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений — местной администрацией муниципального образования (ст. 16 Закона № 7-ФЗ).

Функции по принятию решения об изменении унитарных предприятий возложены на собственников. Они также утверждают учредительные и прочие документы, связанные с реорганизацией унитарного предприятия.

Рассылка уведомлений

Гражданское законодательство установило некоторые особенности уведомлений о реорганизации бюджетных, казенных и муниципальных учреждений:

  • в ст. 60 ГК РФ указывается трехдневный срок, который предоставляется организации, чтобы сообщить о проводимой процедуре в налоговую инспекцию. Уведомление подается по форме Р12003, установленной Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@;
  • после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процесса, учреждение два раза с периодичностью 1 раз в месяц помещает в «Вестнике государственной регистрации» уведомление о начале процедуры;
  • кредиторы вправе запросить у реорганизуемого предприятия досрочного погашения задолженности или переоформления соглашения. Осуществить это мероприятие нужно на протяжении 5 дней со времени принятия решения (ст.13.1 Закона № 129-ФЗ);
  • внебюджетные фонды, включая ПФР, ФОМС и ФСС о реорганизации уведомляются в течение трех дней;
  • работники уведомляются в письменном виде и под роспись за 60 дней до начала реорганизационного процесса и сокращения штата. Тем, кто хочет остаться впоследствии, вносят запись о переводе в другую организацию в трудовые книжки (ст. 75 ТК РФ). При этом сотрудники имеют право на увольнение в связи с реорганизацией учреждения по собственной воле.

Формирование бухгалтерской отчетности

Оформление бухучета ликвидируемой организации проводится с использованием форм годовой отчетности, но составляется на дату окончательной ликвидации структуры. Инвентаризационная комиссия должна провести полную проверку активов предприятия. В итоговой отчетности следует указать сведения про правопреемников юрлица и точно определить список имущества, который переходит к вновь возникшей структуре. Новое юридическое лицо должно принять все активы, которые к ней переходят. Для этого бухгалтер оформляет передаточный акт, в котором отмечаются все позиции. Кроме того, весь инвентарь регистрируют в главной бухгалтерской книге, закрываются лицевые счета.

При слиянии, присоединении или преобразовании требуется передаточный акт. При разделении и выделении бюджетных учреждений необходим разделительный баланс.

Документы

Согласно ст. 14 Закона № 129-ФЗ при госрегистрации юрлица, создаваемого за счет реорганизации, в налоговую службу представляют следующую документацию:

  • заявление о государственной регистрации каждого вновь создаваемого юрлица, возникающего за счет реорганизации, по форме Р12001;
  • учредительные бумаги новых создаваемых организаций (оригиналы или копии, засвидетельствованные нотариально);
  • решение о реорганизации юрлица;
  • договор о слиянии, присоединении в ситуациях, предусмотренных федеральным законодательством;
  • передаточный акт (либо разделительный баланс);
  • квитанция об оплате госпошлины в размере 4000 тыс. рублей (ст. 333.33 НК РФ);
  • документ, удостоверяющий представление в местный орган Пенсионного фонда информации.

Государственная регистрация производится в срок не более, чем пять рабочих дней с момента представления документов.

Сроки

Законодатель не устанавливает точных временных рамок проведения процесса реорганизации по той или прочей форме. Однако сроки устанавливаются во время принятия решения и отражаются в протоколе, их и требуется соблюдать.

Последствия реорганизации учреждения

Последствия реорганизации учреждения — это серьезные шаги правового характера, происходящие после преобразования некоммерческой организации. При слиянии завершается деятельность прежних предприятий после внесения информации в госреестр ЕГРЮЛ, а вновь возникшее юридическое лицо начинает свою деятельность с момента госрегистрации. Аналогичным способом осуществляется процедура и при других типах смены организационно-правовой формы, кроме выделения, при котором функционирование прежней организации не заканчивается, а лишь создается новая компания, продолжающая работу после регистрации.

Процесс реорганизации бюджетных и казенных организаций фактически полностью повторяет подобный процесс на уровне коммерческой компании. К числу отличительных черт относят принятие решения со стороны государственных и местных органов власти, а также его утверждение Правительством РФ. Смена формы деятельности некоммерческих предприятий дает возможность повысить эффективность работы госструктур по предоставлению услуг гражданам России и реализации функций органов и бюджетных программ.

Проконсультироваться по вопросу осуществления реорганизации учреждения, уяснить спорные моменты этого процесса или получить консультацию в составлении требуемых документов можно у профессионалов на нашем портале. Обратиться к нам можно из любого города и в любое время в режиме онлайн.

Реорганизация учреждений: правовые основы и бухгалтерский учет

Е. Кравченко

Журнал «Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение» № 8/2016

Какими нормами регулируется реорганизация образовательных учреждений? Кому следует направить уведомления о ее проведении? Как завершаются расчеты с дебиторами и кредиторами? Каким образом оформляется передача имущества и обязательств? Какова процедура закрытия лицевых счетов? Как составить отчетность?

В гражданском законодательстве определены возможные виды реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. На практике чаще всего встречается реорганизация учреждений в форме присоединения, реже – разделения. Реорганизация в форме присоединения учреждения к другому учреждению предполагает передачу последнему прав и обязанностей присоединенного учреждения; при разделении права и обязанности реорганизуемого учреждения переходят к вновь возникшим учреждениям в соответствии с передаточным актом (ст. 58 ГК РФ).

Реорганизация учреждений преследует цель повышения их эффективности. Еще одним вариантом оптимизации деятельности учреждения может быть изменение его подведомственности.

Вопросам правового обоснования реорганизации, регулирования трудовых отношений в реорганизуемых учреждениях посвящено большое количество экспертных работ. В статье, предлагаемой вашему вниманию, упор сделан на бухгалтерскую составляющую процесса реорганизации, поскольку не все нюансы раскрыты в имеющейся нормативной документации и разъяснениях уполномоченных органов.

Решение учредителя и заключение комиссии

Реорганизация юридического лица осуществляется по решению его учредителей (ст. 57 ГК РФ). Реорганизация государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (п. 11 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», далее – Закон об образовании).

В свою очередь, правила создания комиссии и проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации регламентированы Постановлением Правительства РФ от 06.02.2014 № 84 для федеральных учреждений. На уровне субъекта и муниципального образования аналогичные правила устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ (п. 14 ст. 22 Закона об образовании).

Принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных или казенных учреждений осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях):

  • Правительством РФ – в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ;
  • местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

На уровне Российской Федерации порядок реорганизации учреждений регламентирован Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539 (далее – Порядок № 539) и распространяет свое действие на все типы федеральных учреждений – бюджетные, автономные и казенные. Эта же норма содержится в документах субъектов РФ и муниципалитетов.

В Порядке № 539 предъявляются обязательные требования к содержанию решения о реорганизации, которое зависит от формы ее проведения. Но для любого типа реорганизации решение должно включать перечень реорганизационных мероприятий с указанием сроков их осуществления. Именно этот перечень и должен служить «дорожной картой» учреждения.

Правопреемник и уведомления

Для выполнения всех мероприятий в реорганизуемых учреждениях создается специальная комиссия по реорганизации, устанавливаются сроки и ответственные лица.

В пункте 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) закреплена обязанность юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением упомянутого решения. В случае реорганизации в форме присоединения делать это будет то учреждение, к которому переходят все права и обязанности.

Форма уведомления о начале процедуры реорганизации (ф. Р12003, код 1111514 по КНД) установлена Приказом ФНС РФ от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

Раздел 3 «Количество создаваемых в результате реорганизации юридических лиц» данной формы не заполняется при реорганизации в форме преобразования или присоединения. Во всех остальных случаях раздел нужно заполнять.

На основании уведомления (ф. Р12003) регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) запись о начале реорганизации учреждения.

У самого учреждения останется обязанность еще дважды, с периодичностью раз в месяц разместить в средствах массовой информации уведомление о своей реорганизации.

Уведомить о начале реорганизации необходимо орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения. Эта норма закреплена в Федеральном законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Но с 2017 года в законодательстве о страховых взносах будут действовать поправки, связанные с передачей налоговым органам полномочий по их администрированию, и обязанность уведомления может быть отменена.

Завершение расчетов с дебиторами и кредиторами

В обязанности реорганизуемого юридического лица входит уведомление всех известных ему кредиторов о начале реорганизации. Причем п. 2 ст. 13.1 Федерального закона № 129-ФЗ установлен срок такого уведомления – в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Форма уведомления произвольная.

В уведомлении необходимо указать срок, в течение которого кредиторы могут обратиться с претензиями о возмещении долга. По возможности расчеты следует закрыть. Незавершенные расчеты передаются учреждению-правопреемнику, либо по ним принимается отдельное решение о списании дебиторской (кредиторской) задолженности в установленном законодательством порядке.

Контрагентов, с которыми заключены длительные договоры, например, на оказание коммунальных услуг, следует проинформировать о необходимости их перезаключения с учреждением-правопреемником и указать нужную для этого информацию – новые реквизиты, контактных лиц, сроки обращения.

Передача имущества и обязательств

Активы учреждения, незавершенные расчеты с кредиторами, прочие пассивы, а также имущество и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах, передаются учреждению-правопреемнику по передаточному акту, а в случае разделения – по разделительному балансу. Форма акта может быть доведена учредителем, органом власти, на основании решения которого проводится реорганизация, или разработана учреждением самостоятельно. Как правило, передаваемое имущество в акте указывается общим количеством на общую сумму, а раскрываться эти показатели могут:

  • в актах о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) – для передаваемых объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов;
  • в накладных на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205) – для передаваемых материальных запасов;
  • в извещениях (ф. 0504805) – для передачи прочих расчетов и пассивов.

Остаток денежных средств на лицевом счете присоединяемого учреждения переводится учреждению-правопреемнику на основании расчетных документов (заявки на кассовый расход, платежного поручения), оформленных в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Федерального Казначейства от 29.12.2012 № 24н (далее – Порядок № 24н).

В бухгалтерском учете операции передачи показателей балансовых счетов отражают с использованием счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (п. 111.1 Инструкции № 162н; п. 146, 147 Инструкции № 174н; п. 174, 175 Инструкции № 183н).

Дебет

Кредит

Учреждение-отправитель

Переданы нефинансовые, финансовые активы по передаточному акту (разделительному балансу)

0 304 06 000

0 100 00 000

0 200 00 000

Передан финансовый результат учреждения в части расходов

0 304 06 000

0 401 20 000

0 401 50 000

Переданы расчеты по обязательствам, а также финансовый результат учреждения

0 301 00 000

0 302 00 000

0 303 00 000

0 304 00 000

0 401 10 000

0 401 40 000

0 401 60 000

0 304 06 000

Учреждение-получатель

Приняты к учету нефинансовые, финансовые активы по передаточному акту (разделительному балансу)

0 100 00 000

0 200 00 000

0 304 06 000

Принят к учету финансовый результат учреждения в части расходов

0 401 20 000

0 401 50 000

0 304 06 000

Приняты к учету расчеты по обязательствам, а также финансовый результат учреждения

0 304 06 000

0 301 00 000

0 302 00 000

0 303 00 000

0 304 00 000

0 401 10 000

0 401 40 000

0 401 60 000

Передача показателей забалансовых счетов производится без применения двойной записи (п. 332 Инструкции № 157н).

Инструкции не содержат разъяснений о передаче показателей счетов раздела санкционирования. Но в случае реорганизации казенных учреждений (участников бюджетного процесса) в этом нет необходимости, поскольку передача принятых на учет бюджетных обязательств оформляется соответствующим документом – актом приемки-передачи принятых на учет бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса (ф.0503728 0531727), а принятые ранее к учету бюджетные данные подлежат передаче распорядителям и получателям бюджетных средств, которым передаются полномочия реорганизуемых распорядителей и получателей бюджетных средств в порядке, определенном Приказом Минфина РФ от 30.09.2008 № 104н (далее – Порядок № 104н). Учреждения субъектов РФ и муниципалитетов также руководствуются данным документом.

Форма акта приемки-передачи принятых на учет бюджетных обязательств установлена в приложении 6 к Порядку № 104н. С вступлением в силу Приказа Минфина РФ от 30.12.2015 № 221н 1 января 2017 года данное приложение утрачивает силу и будут применяться документы последнего приказа.

Для автономных и бюджетных учреждений вопрос передачи остатков счетов раздела санкционирования остается открытым. По нашему мнению, вполне логично принять следующее решение: закрыть счета с учтенными ранее показателями в объеме годовых значений (0 502 00 000 «Обязательства», 0 504 00 000 «Сметные (плановые) назначения», 0 506 00 000 «Право на принятие обязательств», 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения») до величин фактически полученных доходов (произведенных расходов). Приведем пример.

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

В части доходов

Отражены в учете плановые назначения в соответствии с заключенным соглашением на финансовое обеспечение выполнения государственного задания

130 4 507 10 130

130 4 504 10 130

25 000 000

Получено финансовое обеспечение до начала реорганизации

130 4 508 10 130

130 4 507 10 130

8 000 000

Скорректированы плановые назначения обратной корреспонденцией (п. 177 Инструкции № 174н, п. 206 Инструкции № 183н)

130 4 504 10 130

130 4 507 10 130

17 000 000

В части расходов

Приняты к учету плановые назначения в части расходов на коммунальные услуги

244 4 504 10 223

244 4 506 10 223

1 500 000

Приняты к учету обязательства в объеме годовой суммы договора на обеспечение коммунальных нужд

244 4 506 10 223

244 4 502 11 223

1 500 000

Приняты к учету и оплачены денежные обязательства до начала реорганизации

244 4 502 11 223

244 4 502 12 223

600 000

Скорректированы принятые обязательства методом «красное сторно» (п. 167 Инструкции № 174н, п. 196 Инструкции № 183н)

244 4 506 10 223

244 4 502 11 223

(- 900 000)

Скорректированы плановые назначения обратной корреспонденцией (п. 171 Инструкции № 174н, п. 203 Инструкции № 183н)

244 4 506 10 223

244 4 504 10 223

900 000

Такое решение, во-первых, позволит присоединяемому (разделяемому) учреждению сохранить записи своих фактически произведенных операций, а во-вторых, что еще более важно, не задвоит обороты учреждения-правопреемника, поскольку ему снова потребуется ставить на учет обязательства и плановые назначения в объеме, полученном от присоединяемого (разделяемого) учреждения. В итоге консолидированной отчетности реорганизуемого учреждения и его правопреемника будет учтен общий годовой объем санкционирования расходов без искажения.

Если у учреждения остались неоплаченные денежные обязательства, то по логике предлагаемого решения их следует сторнировать, с тем чтобы учреждение-правопреемник поставило их на учет вместе с переданной кредиторской задолженностью.

Закрытие лицевых счетов

Порядком № 24н установлена процедура закрытия лицевых счетов реорганизуемых учреждений как участников, так и неучастников бюджетного процесса.

Учреждение подает в свой финансовый орган заявление на закрытие лицевого счета (ф. 0531757) и совместно с учреждением-правопреемником оформляет и подписывает акт приемки-передачи кассовых выплат и поступлений (ф. 0503728) – для участников бюджетного процесса; акт приемки-передачи показателей лицевого счета (ф. 0531961) (далее – акт ф. 0521961) – для бюджетных (автономных) учреждений.

Отметим, что согласно п. 62 Порядка № 24н при реорганизации бюджетного (автономного) учреждения, принявшего бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, закрытия лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств не требуется.

Отдельно остановимся на отражении в учете и отчетности реорганизуемых учреждений акта (ф. 0531961).

В разделе 3 «Операции со средствами клиента» данной формы приводятся все произведенные на дату передачи реорганизуемым учреждением кассовые поступления и выплаты. Их передача трактуется так: в отчетности учреждения – передающей стороны все показатели кассовых доходов и расходов обнуляются, то есть отчет (ф. 0503737) на дату реорганизации не содержит ни одного показателя – весь отчет пустой, а учреждение-правопреемник отразит полученные кассовые показатели в своем отчете (ф. 0503737) с начала года. На такой алгоритм действий указывает Письмо Минфина РФ от 22.08.2013 № 03-01-11/34511 с требованием отражения кассовых расходов в отчетности учреждения-правопреемника с начала года.

На практике многие учреждения стали отражать полученные кассовые показатели в учете – формировать документы кассовых поступлений и выплат, аналогичные тем, что формировало присоединяемое (разделяемое) учреждение до реорганизации. Отражение в учете документов кассовых доходов и расходов влечет необходимость формирования документов фактических расходов, что невозможно без включения остатков на начало года и в конечном итоге приводит к полному дублированию в учете учреждения-правопреемника всех оборотов передающей стороны за текущий год.

По нашему мнению, такой вариант неоправданно увеличивает трудозатраты и далек от оптимального. С точки зрения эффективности учетных процедур при реорганизации наиболее выгодным является вариант, при котором учреждение-правопреемник получит возможность консолидировать отчетность – свою и переданного учреждения. В этом случае нормы инструкций и вышеназванного письма будут выполнены совершенно точно: в учете отразятся переданные (полученные) остатки на дату передачи, а в отчетности – на начало года.

Вопрос консолидации отчетности учреждения, передающего показатели, и учреждения-правопреемника скорее технический и достаточно легко решаем современным программным обеспечением.

Возвращаясь к процедуре закрытия лицевых счетов, добавим, что в заявлении (ф. 0531757) необходимо указать реквизиты, по которым финансовый орган будет перечислять поступающие платежи после закрытия счета. В противном случае платежи вернут отправителям.

Отчетность реорганизуемого учреждения

Обязательность составления и представления реорганизационной отчетности установлена инструкциями № 33н и 191н. Эту же отчетность составляют и представляют учреждения, меняющие подведомственность, причем представляют ее как учредителю по прежней ведомственной подчиненности, так и учредителю по новой подведомственности.

Приведем особенности показателей форм отчетности при реорганизации неучастников бюджетного процесса в виде таблицы.

Передающее учреждение

Учреждение-правопреемник

Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830)

Содержит остатки на начало периода, на дату реорганизации значения показателей равны нулю, так как имущество и обязательства были переданы по акту приема-передачи

Остатки на дату реорганизации увеличены на сумму полученных имущества и обязательств.

При дальнейшем представлении отчетности за год, в котором произошла реорганизация, необходимость консолидации с балансом учреждения – передающей стороны отсутствует

Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725)

Заполняется данными счета 0 304 06 000 на дату реорганизации – передачи имущества и обязательств

Заполняется данными счета 0 304 06 000 на дату реорганизации – принятия к учету имущества и обязательств

Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710)

Заполняется данными счета 0 304 06 000 на дату реорганизации, закрытие других счетов в рамках годовой реформации баланса не производится

Заполняется данными счета 0 304 06 000 на дату реорганизации, закрытие других счетов в рамках годовой реформации баланса не производится

Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737)

Заполняется показателями кассовых доходов, расходов и источников финансирования до даты реорганизации

Заполняется показателями кассовых доходов, расходов и источников финансирования до даты реорганизации.

При дальнейшем представлении квартальной и годовой отчетности до конца года консолидируется с отчетом (ф. 0503737) учреждения – передающей стороны

Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738)

Заполняется показателями соответствующих счетов раздела санкционирования до даты реорганизации, скорректированными до величин фактически полученных доходов, произведенных кассовых расходов

Заполняется показателями соответствующих счетов раздела санкционирования до даты реорганизации, увеличенными на сумму переданных показателей.

При дальнейшем представлении квартальной и годовой отчетности до конца года консолидируется с отчетом (ф. 0503738) учреждения – передающей стороны

Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721)

Заполняется показателями фактических доходов и расходов учреждения, произведенных до даты реорганизации

Заполняется показателями фактических доходов и расходов учреждения, произведенных до даты реорганизации.

При дальнейшем представлении отчетности за год, в котором произошла реорганизация, консолидируется с отчетом (ф. 0503721) учреждения – передающей стороны

Пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760)

Пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760) при реорганизации (изменении типа) либо ликвидации учреждения формируется в составе форм годовой отчетности.

Дополнительно в текстовой части пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760) учреждение раскрывает сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого (преобразуемого) субъекта отчетности в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые в суде, а также иную информацию, существенную для учредителя, соответствующего финансового органа, характеризующую показатели деятельности реорганизуемого (преобразуемого) субъекта отчетности за отчетный период (п. 80 Инструкции № 33н)

В пункте 77 Инструкции № 33н указано на необходимость представления бухгалтерской отчетности учредителю, в ведении которого находился реорганизуемый субъект отчетности до принятия решения о его реорганизации, и органу исполнительной власти, принявшему решение о его реорганизации.

Особенности изменения подведомственности

С точки зрения гражданского законодательства изменение подведомственности не является формой реорганизации, и соответствующие процедуры у такого учреждения существенно упрощены. Так, у учреждения, меняющего подведомственность, отсутствует обязанность сообщения в регистрирующие органы; не составляются акты приема-передачи имущества и обязательств – перенос показателей активов и обязательств, отраженных на счетах бухгалтерского учета, а также данных об их изменении с начала года до даты изменения подведомственности учреждения осуществляется на основании справки (ф. 0504833).

Учреждению, меняющему подведомственность, необходимо закрыть имеющиеся лицевые счета и открыть новые только в том случае, если оно является участником бюджетного процесса. Бюджетные и автономные учреждения не меняют свои лицевые счета (Письмо Минфина РФ № 02-03-09/3124, Федерального Казначейства № 42-7.4-05/5.1-454 от 10.08.2012).

* * *

Для того чтобы без ошибок и упущений провести все реорганизационные мероприятия, в учреждении необходимо создать комиссию по реорганизации, наделив ее соответствующими полномочиями. В плане работы комиссии должны быть следующие блоки:

1) работа с регистрирующими органами;

2) инвентаризация и передача имущества;

3) закрытие лицевых счетов;

4) составление и представление реорганизационной отчетности.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12. 2010 № 191н.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *