Новый закон о мигрантах

Новеллы в законодательстве о миграции: новые обязанности приглашающей стороны

С 01.01.2019 вступает в силу очередная новелла в миграционном законодательстве — новое положение ст. 16 закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (далее — закон № 115-ФЗ) расширяет перечень обязанностей приглашающей стороны по отношению к приглашенному ею в РФ иностранному гражданину / лицу без гражданства.

Так, в соответствии со ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 19.07.2018 № 216-ФЗ новая редакция ст. 16 закона № 115-ФЗ будет содержать п. 6, согласно которому приглашающая сторона обязана будет принимать меры по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным лицом / лицом без гражданства порядка пребывания (и проживания) в РФ в части соответствия заявленных целей въезда в Россию и фактически исполняемой таким гражданином деятельности. Еще на приглашающую сторону будет возложена обязанность контролировать соблюдение приглашенным ею физлицом сроков выезда из РФ.

Как видно, говорить о новом законе о миграции пока не приходится, упомянутые новшества дополняют существующие нормы миграционного законодательства.

Дополняет это новое положение закона № 115-ФЗ и свежая норма Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), вступающая в силу 16.01.2019. Так, ч. 2 ст. 18.9 КоАП РФ теперь регламентирует, какую ответственность может понести принимающая сторона, если не примет необходимых мер по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным лицом / лицом без гражданства цели въезда или сроков выезда из РФ.

Такая ответственность выражается в форме штрафов в следующих размерах (ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 19.07.2018 № 215-ФЗ):

  • для физлиц — от 2 тыс. до 4 тыс. руб.;
  • должностных лиц — от 45 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • юрлиц — от 400 тыс. до 500 тыс. руб.

Новое в законодательстве о получении гражданства РФ и миграционном учете иностранных граждан

Сразу отметим, что в ближайшее время какого-либо нового закона о миграционном учете иностранных граждан не ожидается. В 2018 году в данной сфере было достаточно много новелл, и прочитать о них вы можете в нашем материале «Новые законы для мигрантов 2018-2019».

Однако в 2018 году была принята новая Концепция миграционной политики на 2019–2025 годы (см. Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622). Предшествующий вариант этой концепции был признан не отвечающим сложившимся реалиям в политической, экономической и иных сферах и поэтому был актуализирован.

На данный момент неизвестно, будут ли приняты приведенные ниже поправки в существующие положения закона, регламентирующие вопросы миграции, но, так или иначе, предлагается:

  • Предоставить Президенту РФ полномочия определять в гуманитарных целях категории иностранных граждан, имеющих право на приобретение гражданства РФ в упрощенном порядке (законопроект № 527255-7). При этом под гуманитарными целями подразумевается прием в гражданство лиц из стран со сложной общественно-политической и экономической обстановкой, где происходят вооруженные конфликты и/или смена политического режима.
  • Упростить прием в гражданство РФ для участников государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом (тот же законопроект).
  • Освободить граждан Украины от оформления письменного отказа от имеющегося у них украинского гражданства для получения гражданства РФ (законопроект № 507208-7).

Таким образом, новый закон о получении гражданства РФ (а точнее, закон в новой редакции) будет предусматривать упрощенный порядок получения гражданства РФ для новых групп иностранных граждан (разумеется, если соответствующие поправки будут приняты).

Миграционная амнистия — 2019

Такое условное название получило решение МВД РФ, выработанное на основе достигнутых в ноябре 2018 года договоренностей Президентов России и Республики Молдовы.

Суть данного решения сводится к тому, что граждане Республики Молдовы, находящиеся на российской территории с нарушением сроков пребывания, в период с 24.01.2019 по 24.02.2019 смогут выехать в свою страну без последствий, т. е. без привлечения их к административной ответственности за нарушение сроков пребывания на территории РФ и без принятия в отношении таких лиц решения о запрете въезда в Россию.

Кроме того, в отношении данных лиц, которые совершат выезд на территорию Молдовы из России в обозначенные выше сроки, начиная с 25.02.2019 начнется работа компетентных органов по пересмотру или смягчению уже вынесенных решений о запрете на последующий въезд в РФ.

Соответствующее сообщение было опубликовано на официальном сайте МВД РФ 03.12.2018, найти его можно . В настоящий момент разрабатываются меры по реализации данной программы в 2019 году.

***

Итак, мы вкратце рассмотрели основные изменения в миграционном законодательстве в 2019 году, которые в основном касаются ответственности принимающей стороны за соблюдение целей въезда в РФ и сроков выезда из России приглашенных ими иностранных граждан / лиц без гражданства.

Кроме того, мы представили небольшой обзор самых громких из находящихся сейчас на рассмотрении законопроектов, относящихся к миграционной сфере.

***

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

В сфере миграционного законодательства в России действует новый закон.

С 1 августа ФМС требует загранпаспорт у граждан некоторых стран СНГ, также действуют повышенные госпошлины.

Новый закон для мигрантов, который начал действовать с первого января этого года, предполагает новые правила въезда на территорию России жителей стран СНГ.

Теперь, чтобы гражданину страны, которая не входит в Таможенный союз, недостаточно иметь только внутренний паспорт, чтобы его пропустили в Россию. Нужен заграничный паспорт. В эту группу попадает Таджикистан, Молдова, Узбекистан, Азербайджан и Туркменистан. Но получать визу не нужно.

Любой гражданин страны, входящей в ЕАЭС, может по-прежнему обойтись только внутренним паспортом. Это жители Республики Казахстан, Армении, Белоруссии, а также Киргизии – после того, как она войдет в состав ЕАЭС.

Граждане, мигрирующие в Россию из Украины, начиная с начала 2015-го обязаны предъявить загранпаспорт. Беженцы рассматриваются отдельно: по отношению к ним могут применяться другие правила.

Сейчас ФМС временно отменила миграционные ограничения для украинцев. Чтобы продлить время своего пребывания, они могут просто прийти в органы миграционной службы в течение девяноста дней после въезда в страну.

Медобслуживание

Еще одно нововведение – возможность для мигрантов получить оплату по больничному листу в определенных ситуациях: если человек проработал в России на данном предприятии не меньше полугода. Это стало возможным благодаря тому, что работодателей обязали делать отчисления в фонд соцстрахования. Но поскольку размер взносов меньше, чем за граждан России, то и суммы по больничным листам для мигрантов тоже будут ниже. Оплачивать пособие по беременности и по уходу за детьми гражданам других стран по-прежнему не будут.

Каждый мигрант обязан получать медицинскую страховку – полис добровольного медицинского страхования. Если у иностранного гражданина такого документа нет, его должен купить работодатель. Причем действие такого полиса распространяется только на первую медпомощь.

Изменения в миграционном законодательстве не коснулись проведения экзамена на знание русского языка, российской истории и основ российского законодательства.

А вот размеры госпошлин увеличены:

  • разрешение на временное проживание обойдется в 1000-1600 рублей;
  • вид на жительство – в 2000-3500 рублей.

Изменена также цена патента: с первого января 2015-го его можно оформить за четыре тысячи рублей в Москве и Московской области. В регионах сумму определяют местные власти.

Заметили опечатку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Сотням тысяч граждан из стран Средней Азии запрещен въезд в Россию. Можно ли вернуться обратно?

Выехать можно, а въехать – нет

В списках «запретников» находится, по данным МВД Российской Федерации, 88.942 киргизов, 181 тысяча таджиков, но 122 тысячи попали под амнистию. Плюс 36.940 граждан Узбекистана.

Как не попасть в историю и можно ли эти списки покинуть, об этом – рассказывает юрист для мигрантов Валентина Чупик.

– Во-первых, разберемся с терминологией. Мы говорим не о черных списках. Черные списки – это списки террористов и особо опасных преступников. Мы говорим всего лишь о запретах на въезд. И это гораздо лучше, чем выдворение.

Запрет автоматически делает компьютерная программа, которая функционирует в ЦБД УИГ (Центральном банке данных учета иностранных граждан). При пересечении границы программа сканирует электронные досье на всех, кто побывал в России за последние три года. «Красный флажок» при этом ставится следующим категориям мигрантов:

– тем, которые находились в России суммарно не менее 120 дней из каждых 180 (не обязательно подряд, возможно, и с небольшими перерывами); при этом они не оформляли продление пребывания по трудовому договору. Срок запрета тут зависит от того, насколько был превышен максимальный срок легального пребывания на территории РФ: превысили на 30 дней (были суммарно 120 и более дней из 180) – запрет на три года, превысили на 90 – запрет на пять лет, были больше года – запрет на 10 лет.

– совершили за последние три года два и более любых административных нарушений. Нарушением может считаться даже обычный протокол – например, за проезд в электричке без билета или курение на улице. Случается, что в квартиры, где живут мигранты, приходит участковый и забирает их в отделение полиции. Там на них составляются протоколы. Устно мигрантам говорят, что претензий к ним не имеют, но просят расписаться в протоколе. Люди верят и подписывают, не читая, а в протоколе, например, может быть написано, что они нецензурно выражались или распивали спиртное. Два таких протокола – и мигранту грозит запрет на въезд. Иногда причиной становится обычная забывчивость.

Так, например, мигрант пропустил срок уплаты патента, его оштрафовали на 15 тысяч рублей – и это тоже считается нарушением.

– если у мигранта выявлены туберкулез, сифилис, ВИЧ, гепатит С или другие столь же опасные заболевания. В этом случае запрет ставится по умолчанию на три года, но может быть продлен, если вы не предоставите справку, что полностью излечились.

Отдельно отметим, что существуют мелкие нарушения, которые не заслуживают выдворения. В таких случаях миграционная служба может принять решение о сокращении сроков пребывания мигранта в России. Допустим, у человека сомнительный трудовой договор. Формального повода для депортации вроде бы нет, но какие-то нарушения очевидны. В подобной ситуации миграционная служба сокращает срок его пребывания на территории России. Это несложно: человеку надо просто выехать из России, и он может тут же въехать обратно. А вот если мигрант упорствует и не выезжает сразу, то позже он автоматически попадет в «запретный» список.

В статистике запретов лидируют украинцы, белорусы и молдаване. Граждане стран Центральной Азии составляют тут меньше четверти от общего числа. Большую часть миграционных нарушений совершают украинцы, потому что их много (28% среди общего числа мигрантов), и они менее законопослушны. Однако если посмотреть статистику депортаций, станет видно, что там сплошные жители Азии – и все потому, что депортируют обычно «по внешности».

— Сколько можно находиться в России официально?

— Мигранты из стран ЕАЭС могут заключить контракт даже о бессрочной работе в России. Однако тут есть подводные камни. Мигрант должен встать на миграционный учет, но тут максимум, который положен по закону, – это три года. По идее, дальше человеку надо давать вид на жительство. А вот с этим могут возникнуть проблемы.

Что же касается граждан Таджикистана и Узбекистана, для них действует правило «90/180» — и возможно продление регистрации на время действия трудового договора.

— Как проверить свой статус в списках?

— На сайте МВД есть список нарушений, из-за которых человека могут включить в «запретные» списки. Этот список полезно изучить всем мигрантам, чтобы понимать, какие ситуации для них потенциально опасны.

Граждане стран ЕАЭС, которые находятся на родине, могут проверить свой статус в государственных агентствах по миграции. Делается это бесплатно.

Те, кто находится в России, могут бесплатно заказать выписку из ЦБД УИГ, оформив ее следующим образом:

Начальнику ОУВМ по району … г. …

от Фамилия Имя Отчество, паспорт гражданина Республики … серии … # …, временно зарегистрирован по адресу: …

ЗАЯВЛЕНИЕ

В порядке п. 1 ст. 5 закона «О миграционном учете иностранных граждан в РФ», прошу выдать мне полные сведения обо мне из ЦБД УИГ.

Ответ прошу выдать лично в руки.

Дата, подпись.

Правда, с момента получения запроса ЦБД УИГ выписки придется ждать 30 дней. Можно также подать электронное заявление в ГУВМ МВД и вам пришлют ответ на электронную почту, но тоже через месяц – таковы сроки реакции официальных органов.

Есть возможность проверить свой статус быстрее. Это делается в легальных конторах, которые занимаются регистрацией мигрантов. По Москве эта услуга обойдется в среднем 1000–1500 рублей.

Как обжаловать запрет на выезд?

Мигрантам вряд ли стоит тратить деньги на юристов, которые говорят, что помогут снять запрет через суд. Практика показывает, что выиграть дело в российских судах практически невозможно. Поэтому проще и эффективнее обращаться не в суды, а в региональные управления России по вопросам миграции (УВМ).

При проверке запрета можно увидеть инициатора его установки. Обычно это «такое-то УВМ по городу Москве или такому-то краю». Надо зайти на сайт этого УВМ и найти там форму «подать обращение». После этого следует выбрать пункт «заявление» и написать: «прошу отменить решение о запрете на мой въезд в Российскую Федерацию как принятое без учета…».

Чтобы написать, что было не учтено, надо понять, какие причины могут быть основанием для отмены запрета на въезд. Обычно их две.

Первый причина: наличие у мигранта ближайших родственников – граждан РФ с российской пропиской. Подчеркиваем, не просто граждан России, а именно с российской пропиской – это очень важно! Так, например, существует полмиллиона граждан Киргизии, которые также имеют гражданство РФ, но у них нет прописки. Так вот, по таким гражданам запрет не будет отменен, они как бы «не считаются», потому что с точки зрения закона в России они не живут.

Если у мигранта есть родители, дети или супруг, которые являются гражданами РФ, то запрет можно отменить онлайн, даже без личного присутствия. Но надо иметь в виду, что все эти родители, дети или супруг должны были существовать на момент, когда запрет установили. Жениться после запрета бессмысленно, закон обратной силы не имеет. Случается, что мигранты отдают по $1000 за фиктивные браки, а потом устраивают скандалы из-за того, что им не сняли запрет.

Вторая причина, по которой может быть снят запрет – это если человек на момент постановки запрета был студентом-очником. Оказывается, многие получили запреты просто из-за того, что вузы не продлили пребывание студентам, проживающим в общежитиях. Такой запрет также можно обжаловать.

Однако, как видим, причин для снятия запрета совсем мало. Так что для мигрантов лучше просто не нарушать правила пребывания на территории России – это самый верный способ не попасть под запрет.

Бывает, что люди надеются на миграционную амнистию вроде той, которая была проведена в отношении граждан Таджикистана. Но такими вопросами занимаются госорганы на самом высоком уровне, и частному лицу рассчитывать на подобные послабления не стоит.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *