Неприкосновенность депутата муниципального образования

Неприкосновенность депутатов местного самоуправления

Их статус определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 8 мая 1994 г.

«О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

. Депутат Государственной Думы, как представитель народа, избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов в нижнюю палату парламента, уполномочен осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Депутат Государственной Думы осуществляет свои полномочия на постоянной основе и не вправе: а) быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления; б) находиться на государственной или муниципальной службе; в) заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; г) состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации. Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня его избрания и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением установленных законом случаев досрочного прекращения депутатских полномочий.

1. Работа с избирателями осуществляется главным образом в избирательном округе. Различный характер взаимоотношений депутатов с избирателями находит воплощение в принципах императивного или свободного мандата. Императивному мандату присущи следующие признаки. Депутат связан с избирателями наказами-поручениями, имеющими общественное значение и одобренными в установленном порядке. Кроме того, депутат подотчетен и ответствен перед избирателями.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления, развивая нормы Конституции РФ, весьма удачно решил проблему политико-правового статуса депутата, других членов выборных органов. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (п. 1 ст. 15). Действительно, этот орган состоит именно из депутатов, а не из муниципальных советников, что существенно отличает статус депутата от других избираемых членов коллегиальных органов.

Гарантии деятельности депутатов представительных органов местного самоуправления

В связи с этим депутат вправе быть принят должностными лицами государственной власти и местного самоуправления по вопросам своей деятельности. Депутату принадлежит право на получение информации и консультаций, обеспечение необходимыми официальными изданиями и справочными материалами. По вопросам осуществления депутатских полномочий, деятельности представительного органа местного самоуправления депутат имеет право выступать в муниципальных средствах массовой информации.

Срочно подскажите Обладает ли депутатской неприкосновенностью депутат муниципального образования

N 154-ФЗ и ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ. По старому закону (пункт 7 статьи 18): «Депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления). подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации».

По новому закону (часть 8 статьи 40):

«Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами»

. Под федеральным законом, к которому отсылает статья, понимаются УПК и т.

Информация о статусе депутата

Правовой статус депутата органа местного самоуправления — это правовое положение депутата, определяемое совокупностью правовых норм, которые регулируют общественные отношения, связанные с политико-правовой природой мандата, его возникновением, прекращением и сроком действия, полномочиями, а также гарантиями, ответственностью и ограничениями в связи с осуществлением принадлежащих депутату полномочий. В энциклопедических изданиях депутат определяется как выборный представитель населения в органах власти, лицо, избранное членом представительного органа власти. Правовой статус депутата представительного органа закрепляет Конституция.

В связи с этим депутат вправе быть принят должностными лицами государственной власти и местного самоуправления по вопросам своей деятельности. Депутату принадлежит право на получение информации и консультаций, обеспечение необходимыми официальными изданиями и справочными материалами. По вопросам осуществления депутатских полномочий, деятельности представительного органа местного самоуправления депутат имеет право выступать в муниципальных средствах массовой информации.

Правовой статус кандидата в депутаты, депутата представительного органа местного самоуправления.

Гарантии депутатской деятельности — неприкосновенность, права и обязанности. реферат , добавлена 19.04.2012 Особенности конституционно-правового статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Изучение условий осуществления депутатом своих полномочий.

реферат, добавлен 02.06.2014 Основные парламентские фракции Государственной думы России, ее структура. Властные полномочия и функции Государственной думы. Полномочия Председателя и комитетов Думы. Процедуры рассмотрения и принятия Государственной Думой проекта федеральных законов. контрольная работа, добавлен 14.12.2011 Значение политических партий в выборах органов местного самоуправления.

РАСПРОДАЖА старинных книг из фонда Библиотеки

Конституционно-правовые аспекты ответственности депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления (Вопросы теории и практики).

Автореф. дис. канд. юрид. наук → Правовой статус Кандидатов в выборные органы, на выборные органы, на выборные муниципальные и государственные должности в Российской Федерации. Автореф.

Распространяется ли депутатская неприкосновенность на депутатов муниципального уровня?

Неприкосновенность же депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления непосредственно в Конституции Российской Федерации не предусмотрена, что, однако, не исключает возможность установления законом для этих депутатов определенных личных гарантий, обусловленных их статусом (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации). Из этих положений, составляющих во взаимосвязи со статьями 1 (часть 1), 3 (части 1, 2 и 3), 5 (часть 3), 10 и 11 Конституции Российской Федерации основу конституционного регулирования организации местного самоуправления в Российской Федерации и статуса депутата органа местного самоуправления, а также из положений ее статей 71 (пункты «в», «о»), 72 (пункт «л» части 1) и 76 (части 1 и 2) следует, что федеральный законодатель, закрепляя особые условия привлечения к уголовной ответственности, задержания, ареста и обыска депутатов органов местного самоуправления в качестве гарантии беспрепятственного осуществления ими своих полномочий, был вправе осуществить соответствующее регулирование в специальном законе, каковым является Федеральный закон от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Общие положения о статусе депутата – члена выборного органа местного самоуправления

Федеральное законодательство об основных гарантиях избирательных прав допускает к участию в местных выборах иностранных граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования. Причем речь идет о реализации как активного, так и пассивного избирательного права. Главное условие его осуществления – наличие международного договора РФ с государством, граждане которого могут участвовать в муниципальных выборах. Срок полномочий депутата не может быть менее 2 и более 5 лет.

Достаточно скачать шпаргалки по государственному и муниципальному управлению — и никакой экзамен вам не страшен! Если возникла проблема Если приложение не запускается на вашем телефоне — воспользуйтесь этой формой .

Следующий вопрос » Местная администрацияпредставляет собой исполнительно—распорядительный орган муниципального об Гарантии депутатской деятельности Гарантии депутатской деятельности делятся на несколько групп: 1) организационные гарантии принято связывать с обязанностями органов власти создавать необходимые условия для осуществления депутатом своих полномочий.; 2) социальные гарантии призваны обеспечить защиту прав и интересов депутата, связанных с возможными материальными издержками при осуществлении им своих обязанностей.

курсовая работа, добавлен 18.11.2011 Правила выборов депутатов представительного органа местного самоуправления. Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления. Права и обязанности депутата представительного органа местного самоуправления. Гарантии деятельности. курсовая работа, добавлен 13.08.2010 Общая характеристика, понятие и основные черты статуса депутата местного Совета депутатов.

Привлечение к административной ответственности за нарушение ПДД

Понятие «депутатская неприкосновенность» в законодательстве Российской Федерации, в т. ч. в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ) отсутствует.

К сожалению, в системе местного самоуправления институту депутатской неприкосновенности законодателем уделяется самое незначительное на сегодняшний день внимание. В нормативно-правовых актах, регулирующих статус депутата Государственной Думы, смысл понятия «депутатская неприкосновенность» раскрывается более широко.

Так, согласно ч. 1 ст. 98 Конституции РФ депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Насколько «неприкосновенны» муниципальные депутаты?

Если с депутатской неприкосновенностью на уровне высшего законодательного органа Российской Федерации все более или менее ясно, то на уровне местного самоуправления этот вопрос решается не так однозначно.

Депутатская неприкосновенность в приведенном смысле данного понятия в системе местного самоуправления на уровне представительных органов муниципальных образований отсутствует. Так, в соответствии с ч. 8 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении них иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-разыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами. То есть в вопросе реализации на уровне местного самоуправления депутатской неприкосновенности Федеральный закон № 131-ФЗ отсылает к нормам иных федеральных законов.

На сегодняшний день гарантии депутатской неприкосновенности для депутатов представительных органов муниципальных образований установлены лишь одним федеральным законом — Уголовно-процессуальным кодексом РФ (далее — УПК РФ). Смысл данных гарантий заключается в следующем. Согласно ст. 448 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата представительного органа муниципального образования либо о привлечении такого депутата в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ. После возбуждения уголовного дела либо привлечения депутата представительного органа муниципального образования в качестве обвиняемого следственные и иные процессуальные действия в отношении такого депутата производятся в общем порядке (ч. 1 ст. 450 УПК РФ).

Таким образом, гражданин, избранный депутатом представительного органа муниципального образования, должен четко понимать, что единственной гарантией для него является то, что уголовное дело против него может возбудить не следователь (как это делается в отношении обычных граждан), а руководитель следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ. В остальном рассчитывать на снисхождение закона депутатам представительных органов муниципальных образований не следует.

Любое дело, за исключением уголовного, в отношении виновного депутата будет возбуждено без промедления.

А потому несоблюдение правил дорожного движения, в т. ч. езда за рулем в нетрезвом виде, иные правонарушения независимо от степени тяжести проступка депутатской «корочкой» прикрыть не удастся. Любое дело, за исключением уголовного, в отношении виновного депутата будет возбуждено без промедления.

Что же касается особого порядка привлечения муниципальных депутатов к уголовной ответственности, предусмотренного указанной ст. 448 УПК РФ, то и здесь особо уповать на какие-либо послабления народному избраннику не следует. Как показывает практика, в случае совершения депутатом преступного деяния принятие руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ решения о привлечении данного депутата к уголовной ответственности — вопрос времени, притом весьма непродолжительного.

В то же время Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает еще одну гарантию для депутатов представительных органов муниципальных образований, которую можно рассматривать в рамках депутатской неприкосновенности.

Согласно ч. 9 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в т. ч. по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Данную гарантию можно назвать «гарантией свободы слова», однако, поскольку она напрямую связана с освобождением депутата от юридической ответственности, ее также можно рассматривать как составную часть депутатской неприкосновенности.

Таким образом, суть депутатской неприкосновенности в системе местного самоуправления выражается сегодня в двух позициях:

· депутат представительного органа муниципального образования может быть привлечен к уголовной ответственности лишь по решению руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ.

· депутат представительного органа муниципального образования не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата (за исключением публичных оскорблений, клеветы или иных нарушений, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом).

В остальном депутат представительного органа муниципального образования несет сегодня юридическую ответственность наравне со своими избирателями, т. е. в общем порядке, установленном федеральным законодательством. Данная позиция подтверждается судебной практикой.

По вопросам осуществления депутатских полномочий, деятельности представительного органа местного самоуправления депутат имеет право выступать в муниципальных средствах массовой информации. N 154-ФЗ и ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ. По старому закону (пункт 7 статьи 18): «Депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления).

К сожалению, в системе местного самоуправления институту депутатской неприкосновенности законодателем уделяется самое незначительное на сегодняшний день внимание. В нормативно-правовых актах, регулирующих статус депутата Государственной Думы, смысл понятия «депутатская неприкосновенность» раскрывается более широко.

Так, согласно ч. 1 ст. 98 Конституции РФ депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *